
Уже несколько лет подряд родители жалуется на высокие цены, особенно если это какой-то продвинутый лагерь или он расположен у моря. Об особенностях лета-2025 и ценах на путевки узнавал «МК».
Заранее было понятно, что экологическая катастрофа с разливом в Черном море нескольких тонн мазута в Керченском проливе скажется на летнем отдыхе. Особенно пострадали пляжи Анапы и Темрюкинского района Ростовской области. При всех мерах поддержки, а детским лагерям, чтобы остаться на плаву, из федерального бюджета выделили 58 миллионов рублей, им перенесли сроки для уплаты налогов и страховок и др., в море там купаться нельзя. В апреле в Госдуме предлагали даже закрыть детские лагеря Анапы на лето.
Вместо этого путевки в Анапу массово предлагают льготникам «по социальной линии»: детям с ОВЗ (особенными возможностями здоровья), сиротам, инвалидам. Особенно явно эта тенденция сейчас прослеживается в регионах. По данным, опубликованным на официальном портале госзакупок, массово такие путевки предлагают детям-льготнкам в Волгоградской области, на Ставрополье и в Татарстане.
Впрочем, в большинстве лагерей Анапы, которая традиционно была самом популярным детским курортом в стране, оборудованы бассейны. Где-то они устроены в помещениях, в лагерях посовременнее — на территории, с подогревом и морской водой, с горками и небольшими аквапарками. Если где-то признают, что «ситуация с мазутом» отразилась на количестве отдыхающих негативно, другие считают, что «никакой катастрофы нет». Объединяет их, однако, одно: разрешения на купание в море нет. И до конца лета не будет.
77 детских лагерей отдыха расположены в одной только Анапе и окрестностях. А всего на Черном море закрыто 150 пляжей. И, наверное, проще сказать, где купание в этом году возможно. Это поселки Тамань и Сенной и часть побережья Азовского моря — участок побережья от поселка Ильич до станицы Голубицкая.
Изучая цены на путевки в лагеря отдыха, нельзя сказать, что они сильно поднялись по сравнению с прошлым годом. «Хорошие» лагеря уверенно подошли к отметке 100 тысяч рублей за смену уже в прошлом году. Приблизительно так же и сейчас. И не обязательно на море: языковой лагерь (вариант — театральный, IT, художественный, психологический и др.) в Подмосковье тянет на сумму 80−100 тысяч рублей за смену. Примерно такая же ситуация в Санкт-Петербурге и Центральной России: можно отправить ребенка и за 50−60 тысяч за три недели, но проживание будет попроще, обслуживание подешевле. Хотя и не столь продвинутые лагеря стараются заманивать к себе клиента какие-нибудь фишками: пятиразовым питанием с йогуртом и фруктами, Днем Нептуна или стрельбой из лука.
Если прельщает именно море, то такие предложения тоже есть. Но с некоторыми нюансами. Азов распродал почти все, осталась только августовская смена — и это невзирая на «незамутненность» сервиса в Ростовской области, и «малозвездность» размещения.
А вот Сочи свои цены опять взвинтил — смена по 110−120 тысяч никого не удивляет. Притом, что уже который год подряд детские лагеря «отечественной Ниццы» завершают летний сезон со скандалом. Рота- и норовирус, ветрянка и даже менингит — такими инфекционными заболеваниями у детей печально прославилась морская здравница. Плюс погодные аномалии: рекордные ливни и затопления, и даже сели с начала 2020 годов одолевают курорты Кубанской области.
То ли такие высокие цены, то ли «закрытие» моря способствовали развитию еще одного сегмента детского отдыха летом — городского лагеря. Почему-то в той же Москве они массово переименовываются в «городские клубы» и предлагают смену по 14 дней. Но при этом, кроме традиционного дневного пребывания, когда ребенок возвращается домой каждый вечер, городские лагеря стали пробовать формат интерната: 5−6 дней в неделю ребенок живет на территории лагеря.
Тематика у «клубов» различная: программироване и робототехника, обучение коммуникации для подростков, рисование, спорт, танцы, иностранные языки… Или просто отдых на территории парка. Цены от 12 до 25 тысяч, но «поток» может занимать от одной до двух недель. Интересно, что корреляции по стоимости почти нет — одинаково стоят городские лагеря в Москве, Санкт-Петербурге, в Казани и Ярославле.