
Иверская икона Богородицы. На Афоне
История Иверской иконы Богородицы началась в VIII веке в Константинополе. Во времена иконоборчества некий воин ударил икону Богородицы копьем и тут же усовестился, потому что по лицу иконы заструилась кровь.
Чтобы икону не уничтожили, ее опустили в море.
Волны прибили ее к берегам Святой горы Афон, где ее нашли греческие монахи. Несколько раз они приносили ее в храм, но утром находили икону над вратами монастыря. Так продолжалось до тех пор, пока Богородица не явилась одному из старцев и не сказала ему: «Вы хотите охранять меня, а я буду охранять вас! Доколе будете видеть икону Мою в обители сей, дотоле благость и милость Сына Моего к вам не оскудеет».
С той поры монахи оставили образ в покое и прозвали его «Вратариница».
Икона Иверской Богородицы действительно спасала монахов от смерти. Однажды, когда на монастырь напали персы, монахи забрали икону и спрятались в подвале. Там они просидели до ночи, молясь Богородице. Ночью буря разметала корабли, оставив в живых только военачальника, который был настолько поражен гибелью всего войска, что покаялся перед монахами.
А в начале ХIХ века, когда на Афоне бесчинствовали турки, монахи Иверской обители увидели женщину в черном. Она подметала монастырский двор. Узнав в женщине Богородицу, один из монахов воскликнул: «Владычица, что Ты делаешь! Неужели Ты будешь мести монастырь?» На что Дева ответила: «Да. Его надо вымести. Здесь давно не убирали!» После этого турецкий султан издал указ и повелел туркам покинуть Афон. Так Богоматерь «вымела» их со своей земли.
Первый русский список Иверской иконы Богородицы
На Русь список (копия) с Иверской иконы Богородицы попал во времена правления царя Алексея Михайловича. По преданиям, дочка царя обезножила. Всего у Алексея Михайловича было 10 дочерей, 3 из них умерли детьми. Была среди них и Софья Алексеевна — непримиримый соперник Петра I.
О ком шла речь в предании, сказать сложно. Но факт остается фактом — к царевне явилась Богородица и сказала, что она выздоровеет, если в Россию привезут Иверскую икону.
Царь отправил на Афон посольство, но монахи после раздумий согласились отправить в Россию только копию образа.
Услышав, что вся Москва и весь Кремль пошли встречать Иверскую икону, царская дочка воскликнула: «А меня-то оставили!» — соскочила с кровати и пошла встречать Богородицу.
В Москве «Вратарницу» с Афона поместили в часовню у парадного въезда на Красную площадь — у Воскресенских ворот. Там она находилась вплоть до революции 1917 года. Так «Вратарница» (по-гречески «Портаитисса») стала защитницей Москвы и России.

Традиции Иверской иконы Богородицы. Возили в храмы и проносили над детьми
Москвичи называли Иверскую икону «Матушкой». Постепенно вокруг нее сложился целый круг традиций.
Время от времени икону на руках приносили в храмы Москвы. Особенно часто — в храмы Замоскворечья и в храм Воскресения в Кадашах. Икону доставляли к Всенощной, оставляли на ночь, утром служили литургию, потом водосвятный молебен, после чего священники обходили ближайшие дворы и кропили святой водой всех обитателей. После такого крестного хода прихожане возвращались в храм, служили благодарственный молебен и возвращали икону в часовню на руках, а в XIX веке — в карете.
Традиция эта старая, о чем свидетельствует указ царей Иоанна и Петра Алексеевичей 1693 года, в котором братья приказывают выделить для охраны иконы двух стрельцов.
В XIX веке появилась традиция вносить икону в дом и в нем служить благодарственный молебен. Если в доме был лежачий больной, то икону проносили над его кроватью.
В доме икону устанавливали на застеленный белой скатертью стол, возле нее ставили медную, серебряную или фарфоровую посуду для освящения воды, после чего священник служил молебен, святил воду и кропил ею всех домочадцев. При выходе из дома дети ложились на землю, чтобы икону могли пронести над ними.
Заполучить Иверскую икону можно было только по предварительной записи в книге, которая находилась в часовне. Исключения делались лишь по исключительным обстоятельствам: когда кто-то был при смерти, сильно болен или нужно было благословить брачующихся.
Количество молебнов было велико. Монахи отправлялись из часовни в 3 утра, а возвращались в 8 вечера. Для пущей сохранности верхняя часть иконы к этому времени была закрыта стеклом.
Кроме этого, каждый день вечером в часовне служили общие молебны, на которые стекалось множество народа, так что в саму часовню протолкнуться было нельзя.
Русские цари и Иверская икона Богородицы
Особое отношение к Иверской иконе Богородицы сложилось у русских царей. Начиная с Петра I самодержцы поклонялись образу каждый раз, когда въезжали в Москву или выезжали из нее.
Со временем традиция настолько укоренилась, что, даже если царь прибывал по железной дороге, все равно по пути в Кремль заезжал к часовне. В середине XIX века поклонение царских особ Иверской иконе Богородицы было обставлено торжественно.
Экипаж останавливался у часовни.
Казначей часовни выносил навстречу самодержцу крест, к которому прикладывались цари и члены их семей.
Только потом они могли зайти в часовню и поклониться образу Богородицы. Для этого цари вставали на колени и просили Богоматерь благословить их.
Монахи часовни при этом пели тропарь Богородице и песнь «Спаси, Господи, люди Твоя…».
Чудотворные списки Иверской иконы Богородицы
В России была не одна икона Иверской Богородицы. Второй, не менее чудотворный список был доставлен из Афона при том же Алексее Михайловиче и доставлен в Николо-Перервинский монастырь, пользовавшийся вниманием царя, его духовника Стефана Вонифатьева и боярина Михаила Федоровича — двоюродного брата царя Михаила Романова. Случилось это в 1699 году.
Икона пользовалась у прихожан особым почитанием, в 1735 году ее «одели» в серебряную позолоченную ризу и носили по домам прихожан. В начале XX века крестные ходы с Иверской иконой Богоматери собирали до 30 тысяч человек.
В XVIII веке монахи монастыря завели особую книгу, куда записывали чудеса, исходившие от иконы. Книга эта была уничтожена большевиками.
У Николо-Перервинского монастыря был соперник — Иверский монастырь на Валааме. Есть предположение, что второй список попал именно туда стараниями патриарха Никона. Было это в 1655 году. Список находился в монастыре до 1917 года, а после — пропал.

Распространение иконы Иверской Богородицы по стране
Распространение Иверской иконы в России началось в XVIII веке.
Поскольку икона была нарасхват, а часовня не могла оставаться без образа, в 1748 году было решено сделать копию. Изначально список поставили там же, в часовне у Воскресенских ворот, слева от Афонского списка. Для «путешествий» иконы властями были выделены две кареты, каждая была запряжена шестеркой лошадей. Постепенно русские иконописцы стали смелее писать этот образ, и он распространился по стране.
Иверская икона Богородицы за рубежом
Иверская икона для русских людей постепенно стала символом, связанным с Россией. Иконы с Иверской Богородицей увозили с собой эмигранты во времена революции и богоборчества.
Однажды в 1932 году один из эмигрантов — А. Павлов — в витрине на парижской улице Сент-Оноре увидел икону, заставленную другим антиквариатом. Заинтересовавшись ею, он узнал, что Иверская Богородица попала в Париж во время войны 1812 года.
Оригинал, написанный на Афоне, тогда из Москвы вывезли, но копия осталась в городе и пропала после «визита» в Москву наполеоновских войск. Оказалось, что предок владельца магазина был офицером армии Наполеона и умыкнул святыню, а его потомки решили ее продать.
Эмигрант собрал деньги при участии православного монашества и прихожан и выкупил икону. Эта икона была перенесена в парижскую православную церковь Трёх Святителей на улице Рю Петель. На оборотной стороне иконы до сих пор есть надпись: «Написася сия икона с настоящей чудотворной иконы Иверской Божией Матери, что у Воскресенских ворот в Москве».
Почитают Иверскую икону и в Сербии. Ее список был принесен из Афона в Белград в 1930 году. Там ее встречали православные сербы и русские эмигранты. Она находилась в русском храме Белграда, а потом ее перенесли в часовню на Новом кладбище, поставленную у памятника Русской славы. Известно, что при строительстве часовни в ее алтарный престол была замурована горсть русской земли.
Когда в 1941 году на Белград упали первые бомбы нацистов, русские люди прятались в этой часовне, надеясь на защиту Богородицы.
О ее важности для православных говорит и православное предание. Оно утверждает, что Иверская икона перед концом света навсегда оставит Афон.
