Иверская икона Богородицы. Связь с Россией, чудеса с царской дочкой и при чем здесь Наполеон

26 октября — праздник Иверской иконы Богородицы. Среди многих святынь и икон России есть особо почитаемые образы, связанные с судьбой страны и народа. Одним из таких образов всегда была и остается икона Богородицы Иверская, чтимая везде, где есть православие.

Майя Новик
Автор ВФокусе Mail
Икона из Иверского монастыря
Икона из Иверского монастыря

Иверская икона Богородицы. На Афоне

История Иверской иконы Богородицы началась в VIII веке в Константинополе. Во времена иконоборчества некий воин ударил икону Богородицы копьем и тут же усовестился, потому что по лицу иконы заструилась кровь.

Чтобы икону не уничтожили, ее опустили в море.

Волны прибили ее к берегам Святой горы Афон, где ее нашли греческие монахи. Несколько раз они приносили ее в храм, но утром находили икону над вратами монастыря. Так продолжалось до тех пор, пока Богородица не явилась одному из старцев и не сказала ему: «Вы хотите охранять меня, а я буду охранять вас! Доколе будете видеть икону Мою в обители сей, дотоле благость и милость Сына Моего к вам не оскудеет».

С той поры монахи оставили образ в покое и прозвали его «Вратариница».

Икона Иверской Богородицы действительно спасала монахов от смерти. Однажды, когда на монастырь напали персы, монахи забрали икону и спрятались в подвале. Там они просидели до ночи, молясь Богородице. Ночью буря разметала корабли, оставив в живых только военачальника, который был настолько поражен гибелью всего войска, что покаялся перед монахами.

А в начале ХIХ века, когда на Афоне бесчинствовали турки, монахи Иверской обители увидели женщину в черном. Она подметала монастырский двор. Узнав в женщине Богородицу, один из монахов воскликнул: «Владычица, что Ты делаешь! Неужели Ты будешь мести монастырь?» На что Дева ответила: «Да. Его надо вымести. Здесь давно не убирали!» После этого турецкий султан издал указ и повелел туркам покинуть Афон. Так Богоматерь «вымела» их со своей земли.

Первый русский список Иверской иконы Богородицы

На Русь список (копия) с Иверской иконы Богородицы попал во времена правления царя Алексея Михайловича. По преданиям, дочка царя обезножила. Всего у Алексея Михайловича было 10 дочерей, 3 из них умерли детьми. Была среди них и Софья Алексеевна — непримиримый соперник Петра I.

О ком шла речь в предании, сказать сложно. Но факт остается фактом — к царевне явилась Богородица и сказала, что она выздоровеет, если в Россию привезут Иверскую икону.

Царь отправил на Афон посольство, но монахи после раздумий согласились отправить в Россию только копию образа.

Услышав, что вся Москва и весь Кремль пошли встречать Иверскую икону, царская дочка воскликнула: «А меня-то оставили!» — соскочила с кровати и пошла встречать Богородицу.

В Москве «Вратарницу» с Афона поместили в часовню у парадного въезда на Красную площадь — у Воскресенских ворот. Там она находилась вплоть до революции 1917 года. Так «Вратарница» (по-гречески «Портаитисса») стала защитницей Москвы и России.

Иверская часовня у Воскресенских ворот (фото Карла Фишера, 1900-е гг.)
Иверская часовня у Воскресенских ворот (фото Карла Фишера, 1900-е гг.)

Традиции Иверской иконы Богородицы. Возили в храмы и проносили над детьми

Москвичи называли Иверскую икону «Матушкой». Постепенно вокруг нее сложился целый круг традиций.

Время от времени икону на руках приносили в храмы Москвы. Особенно часто — в храмы Замоскворечья и в храм Воскресения в Кадашах. Икону доставляли к Всенощной, оставляли на ночь, утром служили литургию, потом водосвятный молебен, после чего священники обходили ближайшие дворы и кропили святой водой всех обитателей. После такого крестного хода прихожане возвращались в храм, служили благодарственный молебен и возвращали икону в часовню на руках, а в XIX веке — в карете.

Традиция эта старая, о чем свидетельствует указ царей Иоанна и Петра Алексеевичей 1693 года, в котором братья приказывают выделить для охраны иконы двух стрельцов.

В XIX веке появилась традиция вносить икону в дом и в нем служить благодарственный молебен. Если в доме был лежачий больной, то икону проносили над его кроватью.

В доме икону устанавливали на застеленный белой скатертью стол, возле нее ставили медную, серебряную или фарфоровую посуду для освящения воды, после чего священник служил молебен, святил воду и кропил ею всех домочадцев. При выходе из дома дети ложились на землю, чтобы икону могли пронести над ними.

Заполучить Иверскую икону можно было только по предварительной записи в книге, которая находилась в часовне. Исключения делались лишь по исключительным обстоятельствам: когда кто-то был при смерти, сильно болен или нужно было благословить брачующихся.

Количество молебнов было велико. Монахи отправлялись из часовни в 3 утра, а возвращались в 8 вечера. Для пущей сохранности верхняя часть иконы к этому времени была закрыта стеклом.

Кроме этого, каждый день вечером в часовне служили общие молебны, на которые стекалось множество народа, так что в саму часовню протолкнуться было нельзя.

Русские цари и Иверская икона Богородицы

Особое отношение к Иверской иконе Богородицы сложилось у русских царей. Начиная с Петра I самодержцы поклонялись образу каждый раз, когда въезжали в Москву или выезжали из нее.

Со временем традиция настолько укоренилась, что, даже если царь прибывал по железной дороге, все равно по пути в Кремль заезжал к часовне. В середине XIX века поклонение царских особ Иверской иконе Богородицы было обставлено торжественно.

  • Экипаж останавливался у часовни.

  • Казначей часовни выносил навстречу самодержцу крест, к которому прикладывались цари и члены их семей.

  • Только потом они могли зайти в часовню и поклониться образу Богородицы. Для этого цари вставали на колени и просили Богоматерь благословить их.

  • Монахи часовни при этом пели тропарь Богородице и песнь «Спаси, Господи, люди Твоя…».

Чудотворные списки Иверской иконы Богородицы

В России была не одна икона Иверской Богородицы. Второй, не менее чудотворный список был доставлен из Афона при том же Алексее Михайловиче и доставлен в Николо-Перервинский монастырь, пользовавшийся вниманием царя, его духовника Стефана Вонифатьева и боярина Михаила Федоровича — двоюродного брата царя Михаила Романова. Случилось это в 1699 году.

Икона пользовалась у прихожан особым почитанием, в 1735 году ее «одели» в серебряную позолоченную ризу и носили по домам прихожан. В начале XX века крестные ходы с Иверской иконой Богоматери собирали до 30 тысяч человек.

В XVIII веке монахи монастыря завели особую книгу, куда записывали чудеса, исходившие от иконы. Книга эта была уничтожена большевиками.

У Николо-Перервинского монастыря был соперник — Иверский монастырь на Валааме. Есть предположение, что второй список попал именно туда стараниями патриарха Никона. Было это в 1655 году. Список находился в монастыре до 1917 года, а после — пропал.

Распространение иконы Иверской Богородицы по стране

Распространение Иверской иконы в России началось в XVIII веке.

Поскольку икона была нарасхват, а часовня не могла оставаться без образа, в 1748 году было решено сделать копию. Изначально список поставили там же, в часовне у Воскресенских ворот, слева от Афонского списка. Для «путешествий» иконы властями были выделены две кареты, каждая была запряжена шестеркой лошадей. Постепенно русские иконописцы стали смелее писать этот образ, и он распространился по стране.

Иверская икона Богородицы за рубежом

Иверская икона для русских людей постепенно стала символом, связанным с Россией. Иконы с Иверской Богородицей увозили с собой эмигранты во времена революции и богоборчества.

Однажды в 1932 году один из эмигрантов — А. Павлов — в витрине на парижской улице Сент-Оноре увидел икону, заставленную другим антиквариатом. Заинтересовавшись ею, он узнал, что Иверская Богородица попала в Париж во время войны 1812 года.

Оригинал, написанный на Афоне, тогда из Москвы вывезли, но копия осталась в городе и пропала после «визита» в Москву наполеоновских войск. Оказалось, что предок владельца магазина был офицером армии Наполеона и умыкнул святыню, а его потомки решили ее продать.

Эмигрант собрал деньги при участии православного монашества и прихожан и выкупил икону. Эта икона была перенесена в парижскую православную церковь Трёх Святителей на улице Рю Петель. На оборотной стороне иконы до сих пор есть надпись: «Написася сия икона с настоящей чудотворной иконы Иверской Божией Матери, что у Воскресенских ворот в Москве».

Почитают Иверскую икону и в Сербии. Ее список был принесен из Афона в Белград в 1930 году. Там ее встречали православные сербы и русские эмигранты. Она находилась в русском храме Белграда, а потом ее перенесли в часовню на Новом кладбище, поставленную у памятника Русской славы. Известно, что при строительстве часовни в ее алтарный престол была замурована горсть русской земли.

Когда в 1941 году на Белград упали первые бомбы нацистов, русские люди прятались в этой часовне, надеясь на защиту Богородицы.

О ее важности для православных говорит и православное предание. Оно утверждает, что Иверская икона перед концом света навсегда оставит Афон.