ИТ-эксперты рассказали, какие приложения в смартфоне нас непрерывно подслушивают

Растущая популярность голосового поиска и голосовых же помощников в наших смартфонах и BT-станциях делает звук одним из главных каналов распространения мобильной рекламы.

Источник: Freepik

Рекламодатели (и это только официальные «клиенты» голосового распознавания!) пользуются записями голоса с ключевыми словами как основным инструментом поиска клиентов. Это побочный продукт развития голосовых технологий — распознавания, синтеза речи, а главное, поиска при помощи голосового ввода. Что и логично: где поиск, так и контекст, а где контекст, там и реклама.

— Голосовая клавиатура, которая распознает надиктованное — очень удобная штука, но эта же технология используется, конечно, не только при нажатии на кнопку, — пояснил «МК» специалист по поисковым технологиям Павел Сальников. — Устойчивому распознаванию речи в общедоступных коммерческих технологиях — около 15 лет, и понятно, что сейчас она используется и для анализа голосового потока по ключевым словам.

По словам собеседника «МК», распознавание речи, применяемое для продажи «ключей» к пользовательским предпочтениям рекламодателям, работает по тем же принципам, что и голосовые помощники. «Так же, как и колонка может ничем себя не выдавать и просто слушать пользователя, пока он не скажет ключевое слово — так и эти инструменты проводят фоновый анализ звукового потока. Эти алгоритмы называются NLP — но не нейролингвистическое программирование, а обработка естественного языка (Natural Language Processing)», — пояснил Сальников. Далее, когда по синтаксису выделены ключевые слова (их система усваивает частично самостоятельно, за счет машинного обучения), их сопоставляют с базой данных «ключей», нужных рекламодателям. И таким образом таргетируют (нацеливают на пользователя) рекламу по текстовым, видео или голосовым каналам.

— Фактически все, что мы говорим, пропускается теперь через строку поисковика, и если в потоке речи попадается что-то интересное системе, она реагирует, — описывает инженер. Обучать поисковики вручную уже нет необходимости, база данных пополняется за счет нейросетей.

Компании, продающие такую таргетированную рекламу, обычно аффилированы с платформами-экосистемами национального или мирового значения. Причем официальный отказ от товарно-денежных отношений с Россией не мешает некоторым из этих платформ слушать голосовой поток. Ведь это нужно для функционирования голосового помощника — да и вообще, мало ли, пригодится.

— То, что Google сейчас не работает с Россией как оператор контекстной рекламы, для наших пользователей большое облегчение, — рассказала «МК» SEO-специалист Анна Полянская. — Рекламу у них заказать из РФ не выйдет, да и показов на Россию они не дают. Только если нужно рекламироваться на зарубежную аудиторию, да еще есть возможность заплатить не с нашего банковского счета.

Но это только одна из экосистем. Вторая крупнейшая мобильная платформа рекламу в России не отменяла (хотя заплатить им с российского счета тоже не получится). А главное — в нашей стране за последние годы усилились свои платформы, которым никто не мешает ни собирать голосовой поток, ни продавать рекламу заинтересованным в этом компаниям.

— В принципе, полностью изолироваться от анализа голосовой обстановки невозможно, но кое-что может сделать каждый, — говорит специалист по кибербезопасности Юлия Грачик. — Труднее всего защититься от «прослушки» со стороны системных приложений, например, голосовой клавиатуры и помощника. Отключить эти функции довольно трудно, а полностью они не деактивируются вообще. А вот все, что касается сторонних приложений, управляется легче.

По словам эксперта, нужно провести ревизию приложений, установленных на смартфоне. Разрешение на использование микрофона стоит оставить только тем из них, которым это действительно нужно. Да и в этом случае можно установить режим активации микрофона только по запросу — каждый раз вам нужно будет подтвердить его включение для данного приложения.

— Вообще же, чем меньше приложений — тем лучше, поэтому, по возможности, пользуйтесь веб-версиями сервисов, — рекомендует специалист. — А что можно стопроцентно назвать «постоянно включенными ушами» — это Bluetooth-колонки с голосовыми помощниками и другую умную бытовую технику. Отключить голосовое распознавание у этих устройств попросту невозможно.