
Реформа для гуманитариев
Минобрнауки готовит масштабную реформу системы приема на гуманитарные направления, которая затронет будущих юристов, социологов, специалистов по рекламе и представителей еще 17 популярных специальностей. Согласно проекту приказа, опубликованному на федеральном портале нормативных актов, с 2026 года ЕГЭ по истории может стать обязательным для поступления на эти направления вместо традиционного обществознания.
Реформа будет реализовываться поэтапно, чтобы дать возможность абитуриентам и образовательным учреждениям адаптироваться к новым требованиям. В течение переходного периода 2026/27 учебного года вузы получат право самостоятельно выбирать между историей и обществознанием в качестве второго обязательного экзамена после русского языка. Однако уже с приемной кампании 2027/28 года ЕГЭ по истории планируется сделать обязательным для всех 20 направлений, включенных в перечень.
Список затронутых специальностей охватывает широкий спектр гуманитарных и социальных направлений — от юриспруденции и философии до прикладных областей, таких как конфликтология, таможенное дело и военно-политическая работа. Также под реформу попадают реклама и связи с общественностью, издательское дело, культурология и даже педагогика девиантного поведения.
В министерстве подчеркивают, что нововведение направлено на укрепление исторических знаний и способствует формированию гражданской идентичности студентов. Изначально эта идея была озвучена ректором МГИМО Анатолием Торкуновым и нашла поддержку в академической среде. =
Для реализации реформы установлены четкие сроки: до 20 января 2026 года вузы должны опубликовать перечни вступительных испытаний, а сам приказ вступит в силу 1 марта 2026 года. Согласно проекту документа, его действие продлится до 1 сентября 2029 года, что позволит оценить эффективность нововведения и при необходимости скорректировать подходы.
Недостатки скоростного внедрения
Известный историк и автор учебников Александр Данилов считает, что введение обязательного ЕГЭ по истории для гуманитариев может стать краш-тестом для всей образовательной системы. По его мнению, обозначенные сроки реализации реформы могут привести к некоторым последствиям.
Система образования не совсем готова к таким быстрым изменениям. Речь идет не только о нехватке квалифицированных учителей истории.
«Скоростное» введение обязательного экзамена неизбежно приведет к росту репетиторства и увеличению образовательного неравенства среди учащихся из разных регионов страны, полагает историк.
