История пасхальных яиц Фаберже: от императорского подарка до современных вызовов

В апреле 1885 года император Александр III заказал у Карла Фаберже первое пасхальное яйцо для императрицы Марии Фёдоровны, положив начало ежегодной традиции. После революции коллекция оказалась распродана за рубеж, но в XXI веке интерес к драгоценным миниатюрам не угасает. Что случилось со знаменитой «Курочкой» и где оказались остальные шедевры ювелирного искусства Фаберже — рассказываем в материале.

Владимир Правдин
Автор ВФокусе Mail
Источник: РИА "Новости"

В апреле 1885 года началась одна из самых известных традиций в истории российской ювелирной школы — именно тогда император Александр III заказал Карлу Фаберже первое пасхальное яйцо в подарок супруге, императрице Марии Федоровне.

Уникальное изделие включало в себя несколько «сюрпризов»: внутри эмалированного яйца находился золотой «желток», затем миниатюрная курочка, а внутри неё — копия императорской короны с бриллиантами и рубиновая подвеска. Изделие произвело огромное впечатление на императрицу и положило начало ежегодной традиции.

Всего ювелир изготовил 52 императорских яйца, однако в 1917 году традиция была прервана, а последнее изделие так и не было завершено. В последующие десятилетия значительная часть коллекции была распродана зарубежным коллекционерам по ценам, многократно ниже их реальной стоимости.

История Фаберже

В 1882 году ювелир Карл Фаберже впервые принял участие во Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве, где его изделия были удостоены золотой медали. Несмотря на сильную конкуренцию со стороны ведущих мастерских того времени, включая «К. Э. Болин», «В. С. Махолов», а также предприятия Павла Овчинникова и Ивана Хлебникова, Фаберже добился признания как один из самых перспективных мастеров ювелирного дела.

Три года спустя, в 1885 году, Фаберже получил статус поставщика Высочайшего Двора. А в 1890 году — звание оценщика Кабинета Его Императорского Величества, что стало формальной точкой отсчета его тесных связей с царской семьей и российской элитой.

Источник: РИА "Новости"

Международное признание пришло к Фаберже в 1880—1890-е годы. На выставке в Нюрнберге в 1885 году он получил золотую медаль, а три года спустя — еще одну награду на Северной выставке в Копенгагене. В 1897 году, по итогам художественно-промышленной выставки в Стокгольме, мастер был удостоен звания поставщика двора короля Швеции и Норвегии.

Высшей точкой признания стал Всемирный форум в Париже 1900 года. Фаберже не только экспонировал свои изделия вне конкурса — пасхальные яйца, украшения, миниатюры и камнерезные работы, предоставленные в том числе императорской семьей, — но и вошел в состав жюри в категории ювелирных изделий. Его работы пользовались высоким спросом среди публики, а сам мастер был награжден французским орденом Почетного легиона и бронзовой медалью выставки.

Успех на международной арене стимулировал интерес к российской ювелирной школе. Продукция под маркой Fabergé стала эталоном вкуса и предметом подражания для европейских производителей.

Источник: РИА "Новости"

Конец эпохи и утрата коллекции

После революции 1917 года большинство яиц были реквизированы советской властью. В 1920 — 1930-х годах значительная часть коллекции была распродана за границу: изделия уходили на аукционах по ценам, в десятки и сотни раз ниже их реальной стоимости. Несколько яиц приобрёл американский предприниматель Малькольм Форбс, позже они вошли в знаменитую коллекцию бизнесмена Виктора Вексельберга, возвращённую в Россию в 2004 году.

Яйца Фаберже стали символом эстетики поздней Российской империи, ее роскоши и уникального художественного вкуса. В XXI веке интерес к ним не ослабевает: изделия регулярно выставляются в музеях, становятся предметами частных коллекций, а также объектом культурно-политических обсуждений.

Источник: РИА "Новости"

Современные вызовы

Первое яйцо — известное как «Курочка» — в своё время было вывезено Марией Федоровной за границу. Позднее оно вернулось в Россию и экспонировалось в петербургском музее Фаберже, однако в 2022 году было арестовано на выставке в Лондоне в рамках санкционного режима. В настоящее время его судьба остаётся неопределённой.

Коллекция императорских яиц Фаберже — это не только шедевры ювелирного искусства, но и важная часть российской культурной дипломатии, чья история отражает перемены в государстве и обществе на протяжении более чем столетия.