
По словам ученого, на северо-западном шельфе Черного моря до середины прошлого века существовала уникальная зона, так называемое филлофорное поле. На огромной площади — порядка 40 тысяч квадратных километров — на глубине от 25 до 50 метров здесь были заросли красной водоросли филлофоры.
«И это был “роддом” для многих крупных промысловых видов рыб Черного моря. Они приходили сюда на нагул, большая и жирная скумбрия даже из Средиземного моря», — отметил Мельников.
Кроме того, филлофорное поле являлось уникальным биологическим фильтром, подчеркнул он.
«Над ним, на глубине около 30 метров, располагался пояс мидий. И вся речная вода, поступавшая в море, проходила через этот природный фильтр и полностью очищалась. Никакие очистные сооружения, сделанные руками человека, с этим не сравнятся», — сказал Мельников.
Начавшаяся в середине прошлого века бесконтрольная добыча филлофоры в медицинских и продовольственных целях и активный рыбный промысел с применением донных тралов, по словам ученого, не просто уничтожили уникальную экосистему в этом районе, а запустили необратимый процесс изменения экосистемы всего Черного моря.
На шельф устремились потоки неочищенных речных вод. Подчиняясь законам физики, каждую зиму в глубины теперь опускался слой охладившейся воды, полной биогенов и веществ из удобрений с полей. В такой среде бурно зацветали микроводоросли, и стали возникать регулярные заморы, то есть гибель всего живого. А спустя два десятка лет почти на всей площади шельфа образовалась «пустыня».
В 1990-е годы толщина кислородного слоя в море составляла уже менее 80 метров вместо 155-ти, как это было в 1950-е.
К сегодняшнему дню процесс его «обмеления» продолжатся уже из-за глобального потепления. А прослойка холодной воды, в которой обитают холодноводные виды, формирующие основу всей экосистемы Черного моря, недавно полностью исчезла, отметил ученый.
«В частности, черноморский калянус — мелкие рачки, которыми питается рыба, и черноморский шпрот. Это базовые два вида. Они не исчезли никуда, но сейчас попали в условия экстремально высоких температур, и это, естественно, им не на пользу», — сказал Мельников.
В Черном море поселился экзотический хищник — кому грозит опасность.
В перспективе, по его словам, Черное море может лишиться целого комплекса холодноводных видов живых существ, которые сюда попали еще 7−8 тысяч назад.
«По разным расчетам, в ближайшие 50 лет или до конца столетия, температура поверхности воды повысится еще на три градуса. Это приведет к тому, что Черное море станет сильно меняться, и тепловодные виды, и те, которые к низкой солености способны адаптироваться, здесь получат хорошие условия для обитания», — сказал Мельников.
«То есть продолжится массовое вселение тепловодных мигрантов. Оно и сейчас идет: уже более 300 видов вселенцев, и это только среди животных. Поэтому впереди нас ждет кардинальное изменение всей экосистемы Черного моря», — делает вывод ученый.
Ранее старший научный сотрудник ИнБЮМ, кандидат биологических наук Дмитрий Куцын рассказывал, что такие ценные черноморские промысловые рыбы, как шпрот и хамса, уже заметно уменьшились в размерах с 1950-х годов прошлого века.
