Граждане все чаще жалуются на нарушителей ПДД

Количество обращений за прошлый год выросло почти на 30%. В 11 регионах за это есть материальное поощрение. Сами жалобы не всегда являются оправданными.

Источник: Соцсети

Количество жалоб на нарушителей ПДД за прошлый год выросло почти на 30%. Это данные Научного центра безопасности дорожного движения МВД. Всего граждане прислали больше 300 тысяч жалоб с фотографиями и видео. И нарушители были привлечены к ответственности по результатам обработки пятой части таких жалоб. Граждане, например, жалуются на пьяных водителей, шумный транспорт. Жалобы они направляют по телефону, через сайты полиции или в местные паблики.

В 11 регионах за это есть материальное поощрение. В 2023 году таких регионов было пять. Например, в Амурской и Брянской областях, если водитель, на которого пожаловались, был привлечен к ответственности за вождение в пьяном виде, автору жалобы выплатят 5 тысяч рублей. Связан ли рост числа жалоб с материальным поощрением? Рассуждает автоэксперт, эксперт рабочей группы при правительстве по законодательству в сфере безопасности дорожного движения Дмитрий Попов:

«Активность регионов по введению поощрений вряд ли оказала такое суровое влияние, потому что всего несколько регионов ввели это материальное поощрение. Очень опасно, если повсеместно ввести материальное поощрение, оно может выродиться в способ ведения войны со своим нерадивым соседом или конкурентом на парковке и так далее. Поэтому вряд ли существенно влияет поощрение за информирование о совершении административного правонарушения или за управление в состоянии алкогольного опьянения. Я думаю, что в значительной степени влияет в том числе и определенный медийно-пропагандистский эффект, потому что от раза к разу говорится, что существует форма установления факта административного правонарушения. Она предусмотрена кодексом, по заявлениям граждан, когда можно написать жалобу, обратиться в ГАИ, указать. В случае с алкогольным опьянением ситуация несколько жестче, потому что она связана с тем, что нужно оперативно реагировать. То есть, если вы сейчас выявили, то вы должны позвонить и сообщить об этом. Еще несколько лет тому назад я один раз попытался позвонить по известному номеру и сообщить, что я точно вижу, что водитель, который сейчас садится за руль, перед этим принимал алкогольные напитки, и тогда мне диспетчер сказала: и что мне делать с этой информацией? Убежден, что сейчас перенастроена работа этих диспетчерских служб. Если вы позвоните и сообщите, что водитель в состоянии алкогольного опьянения или совершается какое-то другое нарушение, я думаю, что они будут реагировать на эту историю».

Жалобы граждан не всегда являются оправданными, отмечает директор Национального общественного центра безопасности движения, руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев:

«Не всегда, к сожалению, жалобы являются оправданными, на примере изучения этого вопроса статистики, больше 50% жалоб обычных людей не соответствовало действительности либо ГИБДД уже не могла это зафиксировать. Соответственно, эффективность того, что люди направляют жалобы, невысока, ее нельзя сравнить с сотрудниками ГИБДД или камерами фото-, видеофиксации. Тем не менее ГИБДД активно развивает эту систему как помощника, когда они действительно могут зафиксировать правонарушение уже при выезде. Эффективность ее, я думаю, не больше 20%, если сравнивать со всей остальной системой регулирования ПДД».

По материалам обращения гражданина нельзя вынести решение в автоматическом режиме, как по данным с камеры, — инспектор ГИБДД должен провести расследование. Эксперты отмечают, что автомобилисты с годами все больше пользуются видеорегистраторами, ролики с которых часто потом направляются в полицию, — этим можно объяснить рост числа сообщений.