Спустя год после развала СССР в стране появилась уникальное объединение — Фронт национального спасения. В нем парадоксальным образом объединились ярые противники, правые и левые — все, кто противостоял режиму президента Ельцина и его «младореформаторов». Конечно, такое объединение не могло существовать долго, тем не менее ФНС тоже сыграл свою роль в истории России.

Возникновение идеи Фронта национального спасения
В истории России уже бывали случаи, когда правые объединялись с левыми или резко меняли убеждения, обнаруживая в противоположном лагере близкие по духу идеи. Например, в годы революции часть членов праворадикальной партии «Союз русского народа» вступили в ряды ВКП (б). А философы-эмигранты находили в большевизме притягательные идеи «неославянства» и «возрождения России» без демократии и либералов.
Но никогда еще в истории страны не было такого разношерстого собрания патриотов всех мастей, как во Фронте национального спасения.
И немудрено. В это время, когда могучее государство распалось, разорвались все торговые и производственные связи, а отпущенные на свободу цены за считаные дни взлетели в десятки и сотни раз, коммунисты стали все чаще говорить о ценности русского народа и о том, что идеи коммунизма были якобы заложены в его коде.
А националисты вдруг увидели, что лучше социализм, чем разруха, разграбление страны и ограбление народа нуворишами-капиталистами. Даже те, кто ненавидел коммунистов, не принимали новый либерально-капиталистический дух.
Идея создания организации, которая включала бы в себя государственников разных политических течений, возникла в декабре 1991 года сразу после подписания Беловежского соглашения о развале СССР.

Фронт национального спасения. Начало
Импульс к созданию Фронта национального спасения дал оппозиционный митинг, прошедший 23 февраля 1992 года. Целью митингующих было в этот воинский праздник дойти до могилы Неизвестного солдата и возложить на нее венки. Но перепугавшиеся недовольства народа либералы запретили проведение митинга вблизи Кремля. В центр были стянуты 12 000 сотрудников милиции и 4000 солдат. Чтобы митингующие не прорвались к Кремлю, ОМОН перегородил автобусами и грузовиками Бульварное кольцо и Тверскую улицу столицы.
Затем среди митингующих на площади Майковского провокаторы пустили слух, что мэр Москвы Юрий Лужков разрешил митингующим пройти к Александровскому саду. Толпа хлынула на Тверскую, опрокинула грузовик.
ОМОН действовал жестко: поток митингующих разделили на группы и тех, кто оказался в западне, избили дубинками, включая ветеранов войны, депутатов, писателей, военачальников в отставке. Не щадили даже глубоких стариков и инвалидов.
Уже 24 февраля коммунисты и монархисты дали совместную пресс-конференцию журналистам, оценивая произошедшее как непростительное насилие против народа. А 1 марта 1992 года на общем собрании представителей различных партий, журналистов и депутатов было принято решение о создании единой оппозиции и была принята декларация «Справедливость. Народность. Государственность. Патриотизм». Правые и левые сошлись на том, что сейчас главное — это:
единство и целостность Отечества,
недопустимость конфронтации между патриотами,
создание общества социальной справедливости,
приверженность законности,
отстаивание интересов державы на международной арене,
выступление против «партии измены».
Документ подписали 20 партий — от левых радикалов до монархистов.
Среди них были:
Союз «Христианского возрождения», который возглавлял публицист Владимир Осипов;
Русская партия национального возрождения Валерия Иванова;
Российский общенародный союз Сергея Бабурина;
Союз офицеров, возглавляемый Станиславом Тереховым;
Координационный совет народно-патриотических сил России под руководством Геннадия Зюганова;
Социалистическая партия трудящихся;
конституционные демократы;
и демократы-государственники.

Костяк Фронта — «Российское единство»
Подобный процесс шел и в парламенте страны — Верховном Совете. Там образовался костяк Фронта — блок «Российское единство», в который вошли представители Аграрной партии, «Коммунисты России», партии «Отчизна» и «Россия».
В июне после очередного разгрома лагеря оппозиции возле Останкино был выбран политсовет объединенной оппозиции. А 24 октября 1992 года был организован Фронт народного спасения, объединивший в себе всех противников Ельцина и «реформатора» Егора Гайдара. Сторонники Фронта бросили в массы призыв «Отечество в опасности!» и призвали объединяться ради спасения страны. Главной идеей Фронта стало отстранение Ельцина от власти, возрождение России и восстановление ее обороноспособности. Правые и левые в руководстве Фронта были представлены поровну.
В ноябре представительства ФНС появились во многих городах России — неравнодушных граждан было много. На глазах народа творилась история, и мало кто хотел оставаться в стороне.

Ельцин против Фронта национального спасения
Западные кураторы быстро поняли, что русские могут объединиться и дать им реальный отпор, поэтому отмашка на борьбу с ФНС была дана сразу же. Уже через четыре дня после организации ФНС Ельцин единоличным приказом распустил Фронт, но это ему не помогло — Конституционный суд России признал его действия неправомерными.
Левых и правых объединило стремление сохранить Россию и борьба против ее оккупации Западом. И те и другие видели в крушении СССР трагедию. Для коммунистов это было крушение Красного проекта, а для монархистов — распад территории Российской империи. Вчерашние члены КПСС делали движение массовым, а монархисты и русские националисты, евразийцы придавали ему новое звучание, идеологию. И те и другие видели в западной, протестантской культуре враждебное, несвойственное русскому народу.
Конечно, такое объединение не могло долго оставаться устойчивым. Отсутствие одного лидера и внутренние противоречия стали центробежной силой, которая старалась разнести вчерашних противников на полюса исторического процесса. И только воля к борьбе против Запада удерживала их вместе.

Работа Фронта национального спасения
Намерения были самыми решительными: приход к власти конституционным путем, создание парламентской республики и коалиционного правительства.
Именно блок «Российское единство», состоявший из членов ФНС, отстаивал в Совете народных депутатов интересы страны, пресек передачу Южных курил Японии, поддерживал Преднестровье и сербов, настоял на том, чтобы Севастополь остался русским городом, и привлекал внимание к бедственному положению русских в бывших советских республиках.
В экономике ФНС придерживался «третьего пути России». Его члены высказывались за создание модели экономики с сильным государственным присутствием, господдержкой ВПК и науки, регулированием цен, недопущением частной собственности на землю и недра.
Увы, но Фронт национального спасения не сумел стать существенной политической силой, которая могла бы совершить разворот в политике государства.
Он был распущен в октябре 1993 года после расстрела Ельциным Верховного Совета как основной организатор вывода демонстрантов на улицы Москвы и организатор народных дружин, защищавших Белый дом.
При этом как-то очень вовремя, очень быстро осенью 1993 года была организована КПРФ (Коммунистическая партия Российской Федерации), которую возглавил бывший член ФНС Геннадий Зюганов и которая впитала в себя многих бывших сторонников Фронта национального спасения с левыми взглядами.
Тем не менее в современной России победили именно взгляды членов ФНС. Сейчас как никогда популярна идея России как великой державы с государственным регулированием экономики и социальными благами для населения. Осталось за малым — воплотить эти идеи в жизнь.
