
Ключевая цель нового подхода — синхронизация образовательных программ и создание единого образовательного пространства. «Единые учебники позволят избежать дублирования или пробелов в материале при переходе учеников между школами. Например, единый учебник математики обеспечит базовый стандарт знаний независимо от региона или социального статуса семьи», — отметила руководитель проекта «Цифровые навыки» Светлана Видакас.
Особое внимание уделяется междисциплинарным связям. Учебники по физике, химии и биологии будут согласованы с математикой, чтобы школьники видели взаимосвязь наук. «Темы по кинематике из физики будут синхронизированы с изучением производных в математике. Такой подход может усилить интерес учеников, так как они увидят практическое применение теорий», — пояснила Видакас.
Научный руководитель федеральной инновационной площадки Минобрнауки России АНО «АПГИ» Сергей Абрамов добавил, что стандартизация облегчит работу учителей. «Единый комплект снимет содержательный “разнобой”, упростит навигацию по ФГОС и сократит расходы регионов на закупку разных линий учебников», — рассказал он.
Потеря методической свободы и устаревание контента
Несмотря на плюсы, инициатива вызывает и опасения. Главный аргумент критиков — возможное снижение мотивации учителей. «Если все учебные материалы будут унифицированы, педагоги могут утратить интерес к поиску новых подходов и адаптации заданий под конкретные классы», — предупреждает Видакас.
Во избежание «устаревания» нужна электронная вариативная надстройка, которую методические центры и сами учителя смогут ежегодно актуализировать, предположил Абрамов.
Другой вопрос, который беспокоит экспертов, — возможное сокращение практических занятий. По мнению Абрамова, решением может стать гибкая программа: базовый интегрированный курс — для всех, а углубленные практикумы — в рамках дополнительных занятий.
Особую дискуссию вызывает реформа обществознания. Как ранее заявил Владимир Мединский, сейчас этот предмет — «невероятно распухшая компиляция разных наук». Единый учебник должен упорядочить программу: базовые понятия — в 6−7-х классах, углубленное изучение — в старших. «Важно не “усушить” философско-антропологический компонент, который развивает критическое мышление», — подчеркнул он.