Эксперт Свиблова: новая скульптура у ГЭС-2 напоминает о простом и важном

По словам главы Мультимедиа Арт Музея, «Садовая лопатка» демонстрирует связь с землей и конструктивные действия.

Источник: РИА "Новости"

МОСКВА, 5 октября. /ТАСС/. Новая скульптура «Садовая лопатка» (2001) классиков поп-арта Класа Олденбурга и Кошье ван Брюгген, представленная у Дома культуры «ГЭС-2» в Москве, демонстрирует связь с землей и конструктивные действия, а также напоминает зрителям о простом и важном. Таким мнением в беседе с ТАСС поделилась глава Мультимедиа Арт Музея (бывший Московский дом фотографии) искусствовед Ольга Свиблова.

Новый временный объект — красная версия скульптуры «Садовая лопатка» — сменил «Большую глину № 4» швейцарского художника Урса Фишера у Дома культуры «ГЭС-2» в пятницу утром. Как отметили в «ГЭС-2», принцип ротации художественных работ соответствует первоначальному замыслу архитектора Ренцо Пьяно.

«Безусловно, эта лопатка символизирует труд, связь с землей и конструктивные действия, которые мы можем совершать в жизни — например, возделывать землю, помогать чему-то расти. Это делает скульптуру значимой и актуальной. Вспомните герб Советского Союза с серпом и молотом — символами крестьян и рабочих. Лопатка же представляет более нейтральный и домашний образ; она напоминает о детстве. Дети с лопатками создают что-то конструктивное — домики из песка или маленькие садики. Это простые вещи, но они невероятно важны для человека», — сказала Свиблова.

Она отметила, что прием художников увеличивать знакомые предметы заставляет задуматься об их смысле и увидеть не только практическое, но и символическое значение. «Однажды Клас Олденбург и Кошье ван Брюгген представили метлу и совочек для сбора мусора — увеличенные предметы, которые радуют нас своей очевидностью и полезностью в быту. Когда что-то просыпается, мы по-прежнему используем именно эти вещи. У них также была огромная скульптура — бинокль размером с высокий дом. Для чего это нужно? Чтобы смотреть вдаль, а не себе под нос, как часто происходит. Когда мы зацикливаемся на мелочах, теряем видение будущего», — подчеркнула собеседница агентства.

Кроме того, Свиблова добавила, что паблик-арт создается с учетом выбора места и его особенностей. В данном случае эксперт отметила, что на фоне светлого здания ГЭС-2 и Болотной набережной, которая вскоре покроется льдом и снегом, «Садовая лопатка» будет выглядеть «особенно выразительно».

Искусствовед назвала Класа Олденбурга и Кошье ван Брюгген выдающимися художниками. «Здорово, когда работы крупнейших мастеров приезжают в Россию в тот момент, когда мы находимся на грани культурного эмбарго. Это говорит о том, что у культуры нет границ», — заключила она.

Ольга Свиблова — искусствовед, кинорежиссер-документалист, профессор, инициатор создания и директор Московского дома фотографии, который теперь называется Мультимедиа Арт Музей. Кроме того, Свиблова — академик Российской Академии художеств, член Союза художников России, заслуженный деятель искусств. В 2011 году Свиблова вошла в международный рейтинг 100 самых влиятельных людей в мире искусства по версии издания Le journal des Arts.

Узнать больше по теме
Эмбарго: почему это плохо
Понимание механизмов эмбарго, его причин и последствий помогает компаниям и гражданам ориентироваться в быстро меняющемся мире глобальной торговли.
Читать дальше