
По данным журналистов, президент Сербии встретился с председателем правления «Газпром нефти» Александром Дюковым и заместителем министра энергетики РФ Павлом Сорокиным в Белграде. Александр Вучич просил продать российскую часть нефтяной компании NIS («Нефтяная индустрия Сербии»). Это было необходимо, чтобы вывести организацию из-под санкций, которые ввели США 8 октября. При этом Вучич якобы обещал вернуть российской стороне ее долю после улучшения геополитической обстановки.
Однако Сербия получила отказ. В ответ представители РФ заявили, что лучше продадут эту долю третьей стороне. Как пишут журналисты, в разговоре прозвучало желание отдать свою часть NIS США.
Политолог и доцент Финансового университета Алексей Мартынов объяснил происходящее для ВФокусе Mail. Для начала эксперт усомнился в достоверности такого разговора. Однако если описанное сербскими журналистами произошло на самом деле, воспринимать это как политические трения не стоит.
«Здесь видна явная попытка медийного давления на бизнес-процессы. Это подмена понятий, так как речь идет о бизнесе, а не политике. По сути, президент Сербии сделал предложение по бизнесу российской госкорпорации, а она посчитала его нецелесообразным. Как бы ни пытались эту историю развивать в эмоционально-пропагандистском ключе, за ней стоят конкретные бизнес-интересы», — заявил Мартынов.
При этом политолог отметил, что даже в случае, если план Вучича осуществится, компания вряд ли будет выведена из-под санкций. Фраза же о «продаже своей части» США, скорее всего, была фигурой речи, а не реальным намерением.
Уточним, что NIS — крупнейший нефтяной оператор в Сербии. На данный момент он владеет 328 АЗС по стране, а также развивает деятельность в Болгарии, Румынии, Боснии и Герцеговине. Трудоустроены в компании около 13,5 тыс. человек. Российская сторона владеет 44,85% акций, сербская — только 29,87%, остальное принадлежит прочим акционерам.

