
Опасность унижения
В разговоре с «Мелом» она отметила, что унижение представляет собой не метод воспитания, а акт психологического насилия. Такой способ «общения» подрывает самооценку ученика. Ребенок, постоянно слышащий унизительные комментарии о своих способностях или аккуратности, начинает в это верить. Он привыкает к установке: «Я неумелый, неряшливый, и я не могу это изменить».
В итоге у него развивается выученная беспомощность. Это состояние, при котором школьник перестает пытаться что-либо изменить, так как он заранее думает, что у него не получится. В итоге у него пропадает мотивация исправлять что-либо, а поход в школу превращается в источник постоянного стресса.
Все это может проявится на физическом уровне. Так, у ребенка могут появиться головные боли, боли в животе по утрам, нарушения сна. Это реальные физиологические реакции на психологическое давление, подчеркнула Азалия Зинатуллина. При этом ребенок может и начать симулировать болезнь, чтобы избежать критики.
Кроме того, публичное унижение разрушает социальный статус школьника в классе. Он может стать объектом для насмешек со стороны сверстников. Это может привести к изоляции и буллингу.
Также подрывается базовое доверие к взрослым как к фигурам, которые должны отвечать за безопасность и поддержку.
Что могут сделать родители
Эксперт советует родителям действовать последовательно и решительно, показывая ребенку, что они — его надежные защитники.
Нужно выслушать его, спросить о чувствах, дать ему выговориться. Нельзя перебивать и обесценивать его переживания, не стоит говорить «Да ничего страшного!». Азалия Зинатуллина советует применить технику активного слушания: «Я понимаю, что тебе было очень обидно и неприятно. Это нормально — злиться в такой ситуации». Родители должны дать ребенку понять, что он не один, что они на его стороне и верят ему.
Стоит аккуратно задать уточняющие вопросы. Так, стоит поинтересоваться, как часто учитель унижает ребенка, были ли свидетели, позволяет ли себе педагог подобное в отношении других детей.
Обязательно объясните ребенку, что у него есть безусловное право на уважение к себе. Скажите сыну или дочери: «Учитель не имеет права тебя унижать и оскорблять, даже если ему что-то не нравится. Проблема не в тебе, а в его неправильном поведении». Это очень важно для восстановления самооценки ребенка.
Прямой диалог с учителем
До подачи официальных жалоб иногда полезно попытаться решить вопрос на уровне личной беседы. При этом сохраняйте спокойствие и профессионализм. Можно начать с фразы «Я хотел (а) бы обсудить ситуацию, которая произошла на вашем уроке…».
Затем опишите факты, но не оценивайте их. Например, вместо «Вы унизили моего ребенка!» скажите: «В такой-то день при других учителях вы назвали почерк моего сына/дочери некрасивым, а его (ее) самого (саму) — грязнулей из-за обложки».
Объясните, что такие заявления влияют на психологическое состояние и учебную мотивацию ребенка. К примеру, можно сказать: «После ваших слов ребенок не хочет идти в школу и все время плачет».
Далее стоит предложить конструктивный выход. Спросите: «Как мы можем вместе решить этот вопрос? Например, вы могли бы делать замечания ему лично, а не публично и в более уважительной форме?».
Обращение к администрации школы
Если разговор с учителем не помог, обратитесь в администрацию школы.
Важно знать, что, согласно 34-й статье ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ученик имеет право на уважение своего человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.
Учите ребенка выстраивать психологическую защиту
Техника «Я-сообщений». Расскажите ребенку, как можно защитить свои границы, не конфликтуя. Например, можно сказать: «Мне неприятно, когда так говорят о моей внешности/моей работе».
Также стоит объяснить ему, что он несет ответственность за свою учебу и старание, но он не обязан быть идеальным, чтобы заслужить уважительное отношение.
Кроме того, создайте дома максимально безопасную и поддерживающую атмосферу. Нужно хвалить ребенка за усилия, а не только за результат.
«Унижение ребенка учителем — это проблема не “личных отношений”, а нарушения профессиональной этики и прав ребенка. Родительская роль в этой ситуации заключается в том, чтобы быть защитником и опорой», — подчеркнула Азалия Зинатуллина.
Решительно и спокойно действуя по предложенному алгоритму, родители не только могут восстановить справедливость, но и дать школьнику бесценный урок: его достоинство неприкосновенно.
Кстати, в России стали чаще диагностировать у школьников расстройства пищевого поведения. По последним данным, ими могут страдать до 4,5% подростков, то есть практически каждый 20-й. Россиянам рассказали, как выявить у ребенка анорексию, булимию и другие расстройства и что с ними делать.

