
8 октября на страницах американского политического издания Foreign Affairs был опубликован материал «Как Россия восстановилась. Чему Кремль учится из войны на Украине» (How Russia Recovered. What the Kremlin Is Learning From the War in Ukraine) под авторством Дары Массикот, старшего научного сотрудника Фонда Карнеги, ранее — аналитика Rand. Следом, 9 октября, был выпущен подкаст с тем же автором «Перевоспитание российских военных».
Важно обратить внимание, что материалы, публикуемые в Foreign Affairs, рассчитаны на формирование единой внутриполитической и геополитической стратегии как в США, так и в странах из разряда Pax Americana.
Из текста следует, что за время СВО российские военные продемонстрировали высокий уровень адаптации к происходящему. Упоминается создание дополнительной брони на технику, освоение новых видов маскировки, а также применение тактики наступления небольшими подразделениями. При этом ключевым моментом стал постоянный обмен информацией между военными частями — военнослужащие быстро распространяли между собой новые знания и способы обороны, а после это вводилось в программу подготовки и изучалось на учебных полигонах.
Отмечается постоянная ротация войск между фронтом и учебным полигоном, аналитики считают это важным фактором успехов РФ. Ветераны обучают военных, исходя из актуальной ситуации, а передовые части распространяют свой опыт на другие подразделения через встречи и защищенные видеоконференции.
Однако особым образом эксперты выделяют новый подход ВС РФ к подготовке младших офицеров. Теперь их обучают командованию небольшими подразделениями — офицер самостоятельно планирует миссию и решает задачу, а не следует централизованным приказам.
Дара Массикот сводит эти заметке к копированию ВС РФ тактики Киева, который использует наработки спецслужб.
Материал предназначен для формирования единого мнения (понимания ситуации) у политических лидеров США и Евросоюза на фоне продвижения Вашингтоном политики милитаризации европейских союзников по НАТО. Посыл (нарратив) для европейских лидеров состоит в том, что им необходимо адаптировать свои военно-политические стратегии к ведению войны новыми способами.
Основные тезисы послания
• за время российско-украинского военного конфликта оценка западными специалистами действий России на фронте и её военный потенциал постоянно неверно оценивался;
• по прошествии трёх с половиной лет с началом проведения Россией специальной военной операции Москва смогла адаптировать свои военно-стратегические подходы как в области вооружения, так и в сфере ведения боевых действий;
• из вооружённого конфликта российские вооружённые силы выйдут с обширным боевым опытом и чётким видением будущего боевых действий.
Следует обратить внимание, что в настоящее время европейскими союзниками по НАТО ведётся активная исследовательская работа по оценке военного потенциала европейского контингента альянса для противостояния с Россией. И по имеющимся достоверным данным объединённые силы Европы в настоящее время не способны выдержать войну (военный конфликт высокой интенсивности) с Россией. И в случае развязывания войны с Россией европейский план обороны будет сокрушён.
Автор публикации делает акцент, что США и Евросоюзу необходимо изучать опыт адаптации России к новым условиям ведения войны по таким направлениям, как:
• обучение — подготовка штабов и личного состава на основе реального боевого опыта;
• психологическое обеспечение — пересмотр методики оказания психологической помощи военнослужащим и выявления причин девиантного поведения;
• обеспечение вооружением — оптимизация цепочек поставок военного оборудования на передовую и организация взаимодействия военных и гражданских инженеров по разработке и испытанию прототипов вооружения.
Выводы
Принимая во внимание рекомендательный характер публикации, а также формы и методы подготовки войск не только у нас, но и на Западе, европейское военное командование не обойдётся всего лишь формированием так называемых миротворческих сил на Украине. Больше чем определённо можно утверждать, что европейские вооружённые силы в скором времени начнут боевую обкатку своих военнослужащих в условиях реальных боевых действий. Стоит отметить, что на Украине для этого с началом боевых действий функционирует иностранный легион, в котором уже не раз фиксировалось участие западных наёмников.
Помимо прочего, в публикации перечислены и недостатки, присущие, по мнению аналитика, российской армии. Есть основание полагать, что приведённый в статье перечень проблем в скором времени будет задействован в качестве информационного арсенала против российской аудитории при развитии темы по дискредитации российских вооружённых сил.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
