
«Иногда дети в конфликтах между собой заходят слишком далеко — наносят удары, замахиваются или кидаются предметами, толкают. В подобных случаях педагогам приходится оттормаживать детскую агрессию физически, например, останавливать руку с тяжелым предметом, занесенную над головой одноклассника. Это прикосновение? Да! С какой целью? С целью сохранения жизни и здоровья ребенка, ставшего жертвой нападок одноклассников. Можем ли мы осудить педагога в этом случае? Думается, что нет», — сказала она.
Эксперт согласилась с тем, что учитель, педагог, воспитатель не имеют права применять телесные наказания. Однако, по ее словам, довольно часто учитель прикасается к ребенку, чтобы поддержать его — похлопывает по плечу, гладит по голове.
«Для некоторых детей такая тактильная поддержка необходима. Дети, особенно маленькие, начинают понимать, что между их физическим телом и окружающим пространством есть граница именно через прикосновения к телу, прикосновения с добрым посылом. На уроке физкультуры, например, учитель может помочь ученику забраться на спортивный снаряд, осуществить поддержку при выполнении упражнения», — добавила Берлянд.
Эксперт отметила, что такой важный вопрос нуждается в дальнейшем обсуждении. Она не исключила, что потребуется сделать какие-то коррективы в формулировке запрета, например: «запрещается прикасаться к обучающемуся с целью применения физического наказания».
Ранее в СМИ появилась информация, что уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области Татьяна Титова заявила о необходимости запретить учителям притрагиваться к детям. По ее словам, некоторые дети могу воспринять это как нарушение личного пространства.
