
Александр Иванович Куприн писал: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». В повседневной жизни мы едва ли используем все возможности родного языка, и все же сложно не согласиться с писателем. Достаточно открыть книгу и погрузиться в мир художественного литературного слога, прочувствовать его красочность, образность и мощь. А создавать его помогают тропы и фигуры речи. В статье поговорим об одном из самых часто встречающихся — эпитете: какие они бывают, как можно использовать в тексте и чем отличаются от других приемов.
Что такое эпитет простыми словами
Эпитет — это художественное средство, которое представляет собой яркое, образное определение предмета или явления. Оно помогает сделать описание более выразительным, создать живописный образ и подчеркнуть особые характеристики предмета. Например: «золотое солнце», «ледяной взгляд», «сладкий сон».
По тому, насколько точно и ярко автор подбирает эпитеты, можно говорить о его мастерстве. В повседневной жизни мы с вами тоже, сами того не замечая, часто используем их в речи. К примеру, фразы вроде «жуткий холод» или «невероятная красота» — это тоже эпитеты.
Как найти эпитет и отличить от других средств художественной выразительности
Как правило, найти эпитеты в тексте несложно. Они создают необычные яркие образы, помогают уловить атмосферу или передать настроение текста. Чаще в роли эпитетов выступают прилагательные или наречия, которые описывают существительное, реже — числительные и существительные. Но все же бывают случаи, когда средства художественной выразительности путают между собой. Расскажем, как научиться их отличать.
Эпитет и метафора
Метафора, наравне с эпитетом, наиболее часто встречающийся троп. Это, по своей сути, скрытое сравнение, когда автор напрямую не называет объект, но присваивает его признаки другому на основании общих характеристик. Новые образы получаются яркими, выразительными и хорошо запоминаются. Приведем несколько примеров:
- «сердце — камень»;
- «волк в овечьей шкуре»;
- «жизнь — театр»;
- «море проблем».
— Разграничить эпитет и метафору сложнее всего. Бывает так, что отдельно взятое словосочетание сперва может показаться эпитетом, но все высказывание представляет собой метафору, — добавляет Кристина Поморзина, филолог, музыкант, преподаватель литературы, риторики и ораторского мастерства.
Эпитет и олицетворение
Еще одним распространенным тропом выступает олицетворение — прием, при котором неодушевленные предметы наделяются качествами одушевленного. Оно направлено на создание у собеседника или читателя более понятных и осязаемых образов. Этот простой прием часто используется в повседневной речи, посудите сами:
- «весна идет»;
- «город спит»;
- «погода шепчет».
Эпитет и сравнение
Сравнение, в отличие от метафоры, открыто сопоставляет общие характеристики двух предметов или явлений, подчеркивая важные и характерные им обоим свойства. Для него необязательно использовать союз, но при его наличии прием куда проще обнаружить. Например:
- «быстрый, как ветер»;
- «голодный, как волк»;
- «молнии не столько вспыхивали, сколько трепетали и подергивались, как крыло умирающей птицы» (Иван Тургенев).
Эпитет и обычное прилагательное
Имя прилагательное — неотъемлемая часть русского языка. Они помогают сделать речь насыщенной и мелодичной, описывая качества и свойства предмета. Но если эпитет передает образное значение и стремится сделать его запоминающимся, то прилагательное отражает очевидные присущие предмету характеристики. Давайте сравним:
- «оранжевое платье» — «оранжевое небо»;
- «золотая цепочка» — «золотые руки»;
- «черствый хлеб» — «черствый характер».
Виды эпитетов

В отечественной филологии не существует унифицированной классификации эпитетов, поэтому лингвисты предлагают различные характеристики, по которым их можно разделить на виды.
Так, например, автор «Словаря эпитетов русского литературного языка» К. Горбачевич предложил делить эпитеты на три группы (1).
Общеязыковые эпитеты
Наиболее часто встречающиеся обороты не только в литературе, но и в разговорной речи, которые способствуют формированию устойчивых образов.
Например: «оленьи глаза», «страшная тайна», «осиная талия», «ангельская улыбка».
Народно-поэтические эпитеты
Этот вид эпитетов пришел к нам из фольклора. К ним относятся хорошо знакомые с детства образы, такие как: «краса неписаная», «конь златогривый», «черная смерть».
Индивидуально-авторские эпитеты
Это уникальные эпитеты, которые умышленно создают авторы, чтобы добиться нового образа, акцентировать внимание читателя на неочевидных характеристиках. Бывают очень неожиданными, но со временем могут перейти в разряд общеупотребительных. Так, например, в сказках Александра Пушкина можно встретить такие эпитеты, как «речка тихоструйная», «русский дух» и «кот ученый» — они были придуманы автором, как уникальные, но постепенно стали использоваться повсеместно.
Другой известный лингвист советского времени В. Москвин разделяет эпитеты по степени освоенности только на общеязыковые и индивидуально-авторские, но при этом он предлагает расширенную классификацию, отражающую иные характеристики (2).
По характеру номинации
По этому аспекту эпитеты могут быть с прямым и переносным значением. Для понимания сравните: «багряный закат» и «огнедышащий закат».
По структуре
По структуре эпитеты делятся на простые и сложные. Простые — это те, которые состоят из одного слова, например, «глухой удар». Сложные эпитеты состоят из двух прилагательных, по значению усиливающих одно другое — «серебряно-янтарный бор».
По степени устойчивости
Одни эпитеты формируются произвольно и могут сочетаться с разными существительными, например, «железный взгляд» или «железная воля». Но при этом выражение «железная леди» имеет устойчивую связь и вызывает образ конкретного человека в голове — это устойчивый эпитет.
По семантическому параметру
По смысловому значению эпитеты можно разделить на цветовые («изумрудные глаза»), оценочные («жгучие глаза»), описательные («монгольские глаза»). Этот список можно пополнять и другими группами — по поведенческому признаку, по характеру, по форме, размеру
Как можно использовать эпитет в тексте

С эпитетами мы знакомимся уже в раннем детстве и понимаем, что средства художественной выразительности придают речи красочность и мелодичность. Важно уметь оперировать тропами и добавлять их там, где это действительно необходимо — так вы сможете обогатить свою речь.
1. Передача настроения и атмосферы
Эпитеты помогают создать нужное настроение у читателя, добавить экспрессию и колорит в описание, прочувствовать эмоции героев и передать отношение автора к происходящим событиям.
«Грустные, угрюмые облака нависли над городом».
2. Создание ярких запоминающихся образов
Используя эпитеты, автор может создавать уникальные живые образы, подчеркивать важные особенности внешности и характера героев.
«Его туманный взгляд был направлен вдаль, а в щенячьих глазах стояли слезы».
3. Уточнение и конкретизация выдающихся характеристик
Если автор хочет особенно подчеркнуть конкретные характеристики, навеять определенную атмосферу и привлечь внимание читателя, то и тут помогут эпитеты.
«Безмолвный суровый памятник возвышался на холме».
— Благодаря эпитетам, можно придумать запоминающийся комплимент. Посмотрите на любой портрет и попробуйте описать его, используя эпитеты — вы удивитесь какими необычными красками заиграет ваша речь, — поделилась филолог Кристина Поморзина. — Давайте посмотрим на известный портрет «Мона Лизы». Бронзовые волосы, миндалевидные глаза, таинственная улыбка — согласитесь, такое описание сразу рождает в голове определенный образ.
Примеры эпитетов в произведениях известных писателей и поэтов
Введение понятия эпитета и изучение его использования восходит еще к античным временам. Прием можно встретить в произведениях Гомера, Софокла, Аристотеля и других древнегреческих авторов. По настоящее время это художественное средство — такое простое, но емкое и самодостаточное — одно из самых распространенных в литературе.
В стихотворениях
В стихотворной форме эпитеты в сочетании с рифмой задают тон и ритм произведению, добавляют живость и рельефность стихам.
1. Александр Пушкин «Не дай мне бог сойти с ума…».
Когда б оставили меня
На воле, как бы резво я
Пустился в темный лес!
Я пел бы в пламенном бреду,
Я забывался бы в чаду
Нестройных, чудных грез.
2. Сергей Есенин «Тихий вечер, вечер сине-хмурый…».
Тихий ветер. Вечер сине-хмурый.
Я смотрю широкими глазами.
В Персии такие ж точно куры,
Как у нас в соломенной Рязани.
3. Анна Ахматова «Песня последней встречи».
Показалось, что много ступеней,
А я знала — их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: "Со мною умри!
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой«.
Я ответила: “Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…”.
Наш эксперт Кристина Поморозина привела несколько примеров из своих любимых стихотворений.
4. Афанасий Фет «Еще майская ночь».
Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
5. Борис Пастернак «Февраль. Достать чернил и плакать…».
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
В прозе
В прозе эпитеты также помогают создать выразительный образ, правильно расставить акценты и обратить внимание читателя на значимые черты и характеристики.
1. Федор Достоевский «Преступление и наказание».
«Эта девочка была самоубийца-утопленница. Ей было только четырнадцать лет, но это было уже разбитое сердце, и оно погубило себя, оскорбленное обидой, ужаснувшею и удивившею это молодое, детское сознание, залившею незаслуженным стыдом ее ангельски чистую душу и вырвавшею последний крик отчаяния, не услышанный, а нагло поруганный в темную ночь, во мраке, в холоде, в сырую оттепель, когда выл ветер…».
2. Федор Достоевский «Бесы».
«Я никогда, никогда не отстану от этих светлых надежд», — говаривал он мне с сияющими глазами".
3. Александра Островский «На всякого мудреца довольно простоты».
«Да вы знаете ли, какое это преступление? Даже огорчить-то вас чем-нибудь, и то надо иметь черную душу и зверское сердце».
Главное об эпитетах

Эпитет — это не просто слово, а образное определение предмета или явления, подчеркивающее его конкретные характеристики. Резюмируем самое главное из статьи об этом приеме, о чем необходимо помнить.
1. Эпитет — один из самых распространенных и часто встречающихся тропов.
2. Чаще всего эпитет путают с метафорой. Правильное определение тропа может зависеть и от уровня подготовки, и от классификации, которой придерживается преподаватель.
3. В отношении эпитетов до сих пор не разработана унифицированная классификация — каждый лингвист предлагает что-то свое.
4. Невозможно представить прозу, поэзию и даже современную жизнь без эпитетов.
Список источников
1. Горбачевич К. Словарь эпитетов русского литературного языка. 2002.
2. Москвин В. Эпитет как предмет теоретического осмысления. Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». № 4 (14). 2011.
Эксперт: Кристина Поморзина, филолог, музыкант, преподаватель литературы, риторики и ораторского мастерства