
Экзистенциализм — это интеллектуальное течение XIX и XX веков, в котором нашли отражение фундаментальные темы человеческого существования: индивидуализм, субъективность, ответственность, свобода решений и поиск смысла жизни. В статье рассмотрим идеи этого течения, расскажем о представителях и историческом контексте возникновения философского и психотерапевтического направлений.
Что такое экзистенциализм простыми словами
Термин «экзистенция» (existentia) переводится с латинского как «существование» (1). Согласно широко принятому определению, экзистенциализм — это философская концепция, которая отдает приоритет «существованию» перед «сущностью». Другими словами, человек не обладает врожденной идентичностью, но может самостоятельно принимать решения и формировать собственную индивидуальность. Поиск смыслов и ответственность делают человеческое существование значимым.
Тезисно суть экзистенциализма можно выразить так:
- в процессе создания сущности человек сталкивается с абсурдностью жизни;
- каждый свободен в своих решениях, но свобода сопровождается бременем ответственности;
- люди испытывают сомнение и тревогу, когда осознают, что их жизнь зависит от собственных решений;
- страх и неопределенность важны для развития как часть индивидуального опыта.
Таким образом, экзистенциализм — это комплекс философских идей, рассматривающих сущность и условия существования человека.
Ключевые представители экзистенциализма

В формирование экзистенциализма внесли вклад многие известные мыслители. Вот некоторые из них:
- Сёрен Кьеркегор (1813—1855). Датский философ, предшественник экзистенциализма. Он считал, что существование характеризуется внутренней борьбой между отчаянием и стремлением к подлинности. Его работы, такие как «Страх и трепет» и «Или / Or», погружают в человеческий опыт выбора, приверженности и веры. Исследование С. Кьеркегором тревоги как реакции на свободу выбора предвосхитило более поздние экзистенциальные темы в работах М. Хайдеггера и Ж. -П. Сартра.
- Фридрих Ницше (1844—1900). Немецкий философ и писатель. В своих трудах «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего», «Воля к власти», «Так говорил Заратустра» он бросил вызов общепринятым представлениям о морали. В размышлениях о «смерти Бога» и концепции «сверхчеловека» Ф. Ницше сделал акцент на индивидуальной автономии и заложил основу для агностических экзистенциалистских взглядов.
- Альбер Камю (1913—1960). Французский писатель, драматург, эссеист, философ и журналист. А. Камю утверждал, что априори жизнь не имеет смысла, лишена внутренней цели или ценности. Перед лицом экзистенциального абсурда люди должны сами создавать этот смысл. Бунт человека против тщетности жизни — главная тема произведений «Посторонний», «Миф о Сизифе», «Калигула», «Чума», «Замок», «Процесс».
- Карл Ясперс (1883—1969). Немецкий философ и психиатр. Он считал, что коммуникации и межличностные отношения помогают преодолевать сложности человеческого существования. Главный посыл теории трансцендентности К. Ясперса — творчество и любовь обогащают жизнь, помогают расширить экзистенциальные горизонты.
- Мартин Хайдеггер (1889—1976). Немецкий философ. Сосредоточился на вопросах бытия и человеческого существования в мире. М. Хайдеггер сформулировал концепцию «бытия-к-смерти», в которой подчеркивал важность индивидуального существования. Его работа «Бытие и время» стала поворотным моментом в истории философии, оказав влияние на формирование теории гуманизма.
- Жан-Поль Сартр (1905—1980). Французский философ, писатель и романист, автор идеи о свободе выбора и ответственности. Его знаменитая фраза «Существование предшествует сущности» стала основой экзистенциальной мысли. Согласно Сартру, люди обречены на свободу, а значит, несут ответственность за последствия выбора, независимо от внешних обстоятельств. Основные работы: «Бытие и ничто», «Тошнота», «Чума».
- Симона де Бовуар (1908—1986). Французский философ, преподаватель и писательница. Была активной феминисткой, писала романы и эссе о политических и философских проблемах своего времени. В работе «Второй пол» Бовуар исследовала социальные и культурные факторы, которые оказывают влияние на существование женщин.
Эти философы исследовали разные аспекты человеческой природы, создавая палитру идей, которые до сих пор вдохновляют гуманистическую мысль.
История возникновения направления экзистенциализма в философии
Экзистенциализм возник не на пустом месте. Его основы заложили философы XIX века, которые бросили вызов устоявшимся представлениям о вере, разуме и человеческом существовании.
Рассмотрим этапы формирования философских концепций экзистенциализма.
- Почву для экзистенциалистских идей в конце XIX века подготовили работы С. Кьеркегора и Ф. Ницше. Несмотря на различия в подходах, оба мыслителя ставили под сомнение роль религии и морали в осмыслении индивидуального опыта.
- К началу XX века экзистенциализм сформировался как самостоятельное философское направление. Разрушительные последствия Первой мировой войны заставили людей задуматься о вопросах существования. Традиционная философия часто искала универсальные принципы для объяснения реальности. Экзистенциалисты, напротив, утверждали, что философия должна начинаться с жизненного опыта человека, а не с абстрактных концепций. Утвердить экзистенциализм в философском поле помогли работы М. Хайдеггера.
- Ужасы Второй мировой войны, появление тоталитарных режимов и растущее разочарование в традиционных ценностях выдвинули идеи экзистенциализма на первый план. В 1943 году французский философ Габриэль Марсель, описывая творчество Ж. -П. Сартра, впервые использовал термин «экзистенциализм». Последний принял этот «ярлык» не сразу: лишь в 1945 году Сартр опубликовал ставшую знаменитой лекцию под названием «Экзистенциализм — это гуманизм».
- После Второй мировой войны экзистенциализм стал заметной интеллектуальной силой в Европе. Война показала хрупкость человеческой жизни, несостоятельность традиционных моральных и политических систем. Благодаря литературе, театру и кино экзистенциализм стал культурным феноменом, сформировавшим современное мышление.
Таким образом, экзистенциализм возник как ответ на вызовы времени и стал частью философского дискурса XX века.
Основные идеи, вопросы и проблемы экзистенциализма

Ядро экзистенциальной концепции составляют такие понятия как «сущность и существование», «абсурдность бытия», «аутентичность», «отчужденность», «тревога».
Рассмотрим их подробнее:
- «Существование предшествует сущности». В лекции «Экзистенциализм — это гуманизм» Ж. -П. Сартр, будучи сторонником атеистического экзистенциализма, отрицал наличие Бога-творца. Исходя из этого, человек сначала существует как «ничто». И только получив знание из опыта, он самостоятельно создает себя и свою сущность.
- «Тревога» и «абсурд». Признавая фундаментальное отсутствие смысла во Вселенной, люди пребывают в состоянии экзистенциального ужаса. Когда они осознают, что жизнь в конечном счете лишена предопределенной цели, то испытывают тревогу и отчаяние. Тем не менее, принятие абсурда через страдания приводит к пониманию человеческого бытия и прокладывает путь к подлинному существованию.
- «Аутентичность». Экзистенциалисты призывают людей сбросить оковы общественных ожиданий и культурных норм в пользу подлинности — приверженности жизни в соответствии со своим истинным «я» и ценностями. Экзистенциалисты утверждают, что таким образом люди обретают чувство удовлетворенности и смысл жизни.
- «Индивидуальность» и «отчуждение». Несмотря на связи, которые люди поддерживают друг с другом как социальные существа, каждый человек в субъективном восприятии мира одинок. Но экзистенциалисты рассматривают это отчуждение не как проклятие, а как катализатор самопознания и движения вперед.
Магистр философии, философ-практик, основательница образовательной платформы hiSocrates, со-основательница Лаборатории MetaSkills ГИ СФУ Жанна Мамедова так формулирует принципы экзистенциальной философии:
— Первый — это уникальность опыта человеческого существования. Индивидуальный опыт неповторим, а существование предшествует сущности. Это значит, что человек создает себя из собственного опыта. Как сказал Ж. -П. Сартр: «Я — это то, что я сделал из того, что вы сделали со мной».
Вторым принципом эксперт назвала абсурдность существования и поиск смысла:
— Большинство экзистенциалистов считали, что мир лишен смысла. И только человек способен его этим смыслом наделить.
Третий принцип — свобода и ответственность:
— Человек «осужден быть свободным», а значит, приговорен к ответственности, которую влечет свобода. Любое решение — свободно, мы несем за него полную ответственность, даже если внешне это выглядит как принуждение.
Таким образом, идеи помогают понять глубину и многогранность человеческого существования.
Экзистенциализм в психоанализе

Экзистенциалистские постулаты нашли свое отражение в психологии благодаря работам Виктора Франкла. Психиатр, переживший Холокост, разработал логотерапию — практику, в основе которой идея о мотивационном характере поиска смысла. В. Франкл утверждал, что даже в состоянии страданий человек способен взять жизнь под контроль. Как психолог-практик он описал свои идеи в книге «Человек в поисках смысла» (1946).
Американский психотерапевт Ирвин Ялом выделяет четыре основные экзистенциальные проблемы, с которыми может столкнуться человек: смерть, изоляция, свобода и бессмысленность. Современные психологи добавили еще одну — проблему идентичности, например, в связи с уходом на пенсию или после утраты близкого человека.
Идеи экзистенциализма оказались близки психоаналитической теории. Поиски глубинного смысла сущности и существования подтолкнули Ж. -П. Сартра к исследованию психоанализа З. Фрейда. В работе «Бытие и ничто» он соглашается с психоаналитиком, что человек приходит в этот мир как tabula rasa («чистая доска»). Но там, где классический психоанализ делает акцент на прошлом индивида, экзистенциализм сосредотачивается на личном выборе и поиске смысла для настоящего и будущего.
Основные положения экзистенциального психоанализа:
- В то время как традиционный психоанализ выявляет бессознательные побуждения, экзистенциальный уделяет внимание текущему опыту и реальности клиента.
- Центральное место занимает исследование аутентичности. Клиентам предлагается сделать выбор, а не ограничиваться прошлыми травмами.
- Традиционный психоанализ рассматривает тревогу как невроз. В экзистенциальной терапии страх и внутреннее беспокойство — это приглашение принять фундаментальную неопределенность жизни.
В экзистенциальной психотерапии консультант не делает поспешных выводов, а помогает клиенту создать пространство для раскрытия опыта. «Экзистенциальный человек» в психоанализе испытывает ужас небытия, переживает кризисы, но не считает себя жертвой обстоятельств. В то время как Фрейд для диагностики и лечения опирался на жесткие категории, экзистенциализм предлагает гибкий и открытый подход, подчеркивая ответственность человека за выбор жизненного пути.
Практику экзистенциального психоанализа в разные годы развивали Людвиг Бинсвангер, Медард Босс, Рональд Дэвид Лэйнг, Дэвид Грэхем Купер, Ролло Мэй, Юджин (Евгений) Минковский.
Мнение эксперта о направлении экзистенциализма

Эксперт Жанна Мамедова размышляет о ценности экзистенциальной философии для современного общества:
— Как известно, экзистенциализм возник как реакция на рационализм западной философии, а расцвел в связи с трагическими событиями мировой истории XX века. Есть ощущение, что сегодняшняя ситуация напоминает эти условия. Расцвет науки и технологий, которые мы давно перестали понимать и неизвестно, сколько еще сможем контролировать, вкупе с кризисом, вызванным событиями последних пяти лет, требуют реакции человека как субъекта. И экзистенциализм, экзистенциальное мышление, может стать такой реакцией.
Жанна Мамедова подчеркивает:
— Уникальность человеческого существования, свобода воли, поиск и создание смысла — те ответы, которые может дать человек вызовам современной цивилизации. Осмысление собственного индивидуального существования и места в мире необходимы в условиях технологий, big data, большой политики — этих глобальных и максимально отчужденных от человека структур. Вера в свободу воли — а на фоне развития психологии и когнитивных наук нам остается в нее только верить — может оказаться последним оплотом самости и человечности.
Эксперт справедливо замечает, что рано или поздно мы столкнемся с проблемой понимания, «что есть человек»:
— Веками философы определяли человека как разумного, но можем ли мы продолжать настаивать на этом критерии, учитывая, что уже сегодня имеем дело с разумными нечеловеческими существами? Экзистенциализм с его акцентом на уникальный опыт человеческого существования, свободу воли и поиск смысла позволяет отделить человеческое от нечеловеческого.
Главное об экзистенциализме
Давайте подведем итог и обозначим суть философии и психологии экзистенциализма.
- Индивидуальный опыт первичен, акцент делается на личных переживаниях и внутреннем мире человека.
- Свобода выбора заключается в том, что каждый несет ответственность за решения и последствия своих действий.
- Ожидания часто не соответствуют реальности, отсюда чувство бесцельности существования, абсурдности жизни.
- Люди могут чувствовать себя изолированными от окружающего мира, отчуждение порождает тревогу.
- Экзистенциальный психоанализ помогает пациенту осознать внутренние конфликты и использовать их как мотивационный механизм для поиска смысла.
Экзистенциализм остается актуальным для современного человека, побуждая искать ответы на важные вопросы о своем существовании и смысле жизни.
Список источников
1. Философские школы, направления, движения. Экзистенциализм. Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия».
Эксперт: Жанна Мамедова, магистр философии, философ-практик, сертифицированный майнд-фитнес тренер, основательница образовательной платформы hiSocrates, со-основательница Лаборатории MetaSkills ГИ СФУ