Инфракрасный телескоп «Джеймс Уэбб» проанализировал состав поверхности трех карликовых планет из пояса Койпер. Согласно отчету, на Седне, Гунгуне и Кваваре были обнаружены органические молекулы, а также водяной лед. Это говорит о том, что все три космических объекта претерпели биохимическую эволюцию, произошедшую на более крупных подобных планетах. На них также найден метан, восполняемый на поверхности.
Исследования космических объектов пояса Койпера крайне важны для понимания условий формирования нашей Солнечной системы и состава вещества, необходимого для ее образования. Изученные карликовые планеты достаточно велики, чтобы обладать сферической формой и удерживать на поверхности летучие соединения, а их недра могли подвергнуться процессам плавления и дифференциации.
Седна, Гунгун и Квавар также демонстрируют покраснения, которые связывают с тем, что метановый лед и сложные органические молекулы попали под воздействие космического излучения, которое и обработало вещества. Наблюдаются также признаки водяного льда. Этан же образовался на планетах в результате попадания на метан ультрафиолетовых лучей и космической радиации.
В это же время спектр Гунгуна демонстрирует более явное содержание водяного льда, но еще более выражен он на Кваваре. На Гунгуне и Седне обнаружены сложные органические соединения и углекислотный лед, а на Кваваре — признаки наличия угарного газа и синильной кислоты.
Ученые предполагают, что на всех трех карликовых планетах есть резервуары с метаном. Его количество постепенно уменьшается в связи с процессами облучения, возможно, образовавшиеся в результате внутренней геохимической эволюции тел. Отсутствие молекулярного азота может быть связано с его летучестью, быстрой потерей и малыми запасами. Низкое содержание углекислоты эксперты объясняют летучими льдами или продуктами облучения, покрывающими тугоплавкий углекислотный лед.
Ранее телескоп «Джеймс Уэбб» обнаружил на Юпитере новую особенность.
Анна Морозова