Директор Кунсткамеры описал ребрендинг музея словами «от уродов — к народам»

Посетители разочарованы решением руководства музея.

Источник: РИА "Новости"

Кунсткамеру, а ныне Музей антропологии и этнографии РАН, Петр I основал в Санкт-Петербурге еще в 1714-м. Известно, что император создавал его как русский «кабинет редкостей» — собственно, так «кунсткамера» и переводится с немецкого.

Часть анатомических «диковин» приобрели в Голландии. Позже, 17 февраля 1718-го Петр выпустил указ «О приносе родившихся уродов, а также найденных необыкновенных вещей во всех городах к Губернаторам и Комендантам, о даче за принос оных награждения и о штрафе за утайку». Там говорилось, в частности, следующее.

«Приносить за плату каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, какие у нас ныне есть, или такие, да зело великие или малы перед обыкновенными, также какие старые подписи на каменьях, железе или меди, или какое старое и тоже необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно».

«Одна витрина от былой большой коллекции»

Анатомический раздел всегда был «фишкой» Кунсткамеры. Он располагался в главном зале музея и неизменно вызывал ажиотаж среди посетителей. Однако в последние годы в соцсетях все чаще стали появляться недоуменные отзывы. Например, такие.

Хотели в музее посмотреть уродцев в банках, а их уже нет.

«Здесь больше нет самых интересных экспонатов (остались пара штук заспиртованных в банках). Это превратилось в обычный музей разных народов мира. Это больше не уникальное место».

«Индейцев и их оружие можно и в других музеях посмотреть. Одна витрина от былой большой коллекции. Разочарование полное».

Шли именно коллекцию формалиновых экспонатов-уродцев смотреть. А теперь это вовсе не Кунсткамера, а этнографический музей. Обидно, что не сохранили коллекцию Петра I.

Как пишет «МК в Питере», решение о ребрендинге приняли еще десять лет назад. В итоге коллекцию сжали до нескольких экспонатов — витрины с эмбрионами и витрины с «баночками». Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Андрей Рябоконь пояснил, что экспозиция никогда не имела целью показ «петровских уродцев», а сами экспонаты, многие из которых созданы в конце XVII века, не могут долго экспонироваться, поэтому были убраны в хранилище, но в планах создание специального «Кабинета анатомии», где покажут даже больше анатомических препаратов, чем сейчас.

К апрелю 2025-го, ситуация, судя по отзывам, изменилась мало.

В пятом зале одна банка со змеей, одна банка с игуаной. И шесть баночек с эмбрионами по развитию во времени. Со 2 месяца по 9. И больше ничего! — написал один из посетителей.

Почему из Кунсткамеры убрали зал с «уродцами»

При этом, по словам директора Музея антропологии и этнографии РАН Андрея Головнева, те знаменитые экспонаты никуда не делись. Но в рамках принципиального ребрендинга музея коллекция нидерландского анатома Фредерика Рюйша сократилась и переехала в отдельный зал на первом этаже, где был создан Театр Мира.

«Главный зал Первого музея России, являющийся лицом России и ее истории, не должен быть залом уродов, — пояснил Головнев в комментарии 78.RU. — И поэтому я с начала своего директорства обозначил направление реэкспозиции от уродов к народам. И сегодня в зале барокко, который называется Имперским залом, представлены народы России».

По словам Головнева, многие посетители благодарят музей за обновление выставки. А тех анатомических экспонатов, которые остались, «вполне достаточно для наблюдателя».

«Их там более 60, причем самые красивые уроды там, самые-самые, — добавил Головнев. — Более того, концепция Рюйша представлена не как изготовителя посмертных образов, а как философа бессмертия, который достаточно легко переходил грань смерти и жизни. Это известная экзистенциальная граница. Так что все в порядке с уродами, они на месте».