
Фишбейн, ссылаясь на исследования PISA, отметил, что проблема с отсутствием мотивации к учебе возникает у ребенка в 15-летнем возрасте. По его мнению, это связано с тем, что дети не могут понять пользу полученных знаний для реальной жизни.
«Они, улыбаясь, говорят: “Давайте мы вам расскажем про инфлюенсеров, которые зарабатывают миллион в месяц и точно не знают ваших дробей и процентов”», — отметил эксперт.
По словам Фишбейна, взрослые не могут дать ответа на этот вопрос, кроме как «так надо» или «это есть в программе». К тому же, его словам, мотивация к учебе должна возникнуть изнутри.
Эксперт отметил растущий тренд на неформальное образование как конкуренцию школе. Оно, по словам Фишбейна, позволяет расширить кругозор, лучше разобраться в каком-то вопросе и привить интерес к учебе в целом.
«Я бы обратил внимание родителей и на детский лагерь. Потому что это не раз в неделю, а “Я попал в это, я так или иначе вынужден эти две недели погружаться во что-то”. Надо вывести ребенка из привычной реальности. А если еще там клевые люди, то эта интенсивная история погружает достаточно быстро, и тогда шансы на то, что когда он вернулся, то уже вполне готов раз в неделю — они, конечно, выше», — отметил Фишбейн.
Еще одним образовательным трендом эксперт назвал усложнение школьной программы. По словам Фишбейна, так происходит из-за уровня конкуренции.
10−11-й классы забираются на такой уровень, который по сути равняется университетскому, и непонятно, что тогда делать в вузе, — посетовал он.
Он рассказал об альтернативах, которые применяются в Лицее Высшей школы экономики. Там практиковали перезачет некоторых дисциплин на первом курсе, а также «ускоренный бакалавриат».
«Вторая идея — это так называемый “ускоренный бакалавриат”, более ранний выход на рынок труда и так далее. Мы не имеем права просто не замечать, что ребята приходят в вуз и 30% уже знают. И мне кажется, что это хорошая история, когда с более ранних курсов ребята начинают работать», — пояснил он.
Фишбейн перечислил навыки, которые будут востребованы у работодателей в 2040 году. Во-первых, компании будут делать акцент не на наличие диплома, а на компетенции.
«Никто не спрашивает: “У тебя все-таки диплом МГУ или нет?” Спрашивают: “На каких языках программирования что ты делал и можешь продемонстрировать?” — и так далее. Ведущие компании сейчас нам говорят про то, что нужно составить карту компетенций», — предупредил он.
Во-вторых, по словам Фишбейна, в тренде будет междисциплинарность.
«Все реже можно будет сказать: “У меня такая-то профессия” или “У меня такая-то специализация”, — продолжил эксперт.
В-третьих, важно обрести три типа метапредметных компетенций — ключевых навыков, которые позволят функционировать в современном мире.
— Мышление: включает критическое осмысление, творческое решение задач, умение анализировать и синтезировать информацию.
— Коммуникация: Способность эффективно общаться, сотрудничать, вести переговоры и договариваться.
— Регуляция: Самоменеджмент, способность организовывать своё время, проявлять терпение и самодисциплину.
“очень важная вещь — это регуляция: самоменеджмент, терпение. Как я могу выстроить для себя реальность, занятость”, — резюмировал Фишбейн в интервью для “Правмир” на платформе VK.
