
В честь праздника вспоминаем девять советских фильмов о Великой Отечественной. Одни духоподъемные, другие мрачные, какие-то вышли сразу после победы, а другие были сняты десятилетия спустя, но все они пытаются по-разному рассказать, как война меняет людей и как трудно сохранять личность в нечеловеческих.
Подвиг разведчика
Борис Барнет, 1947
Майор Алексей Федотов — талантливый разведчик. Только вернувшись к любимой с очередного задания, в дверях он получает новый звонок: нужно лететь на оккупированную землю и добыть секретную переписку врагов.
Притворяясь чистокровным немцем, Федотов в исполнении Кадочникова перевыполняет план: он разоряет немецкое командование, убедив их вложить накопления в щетину, разоблачает предателя в советской агентурной сети, а в финале вместе с секретной перепиской прихватывает с собой целого немецкого генерала.
К тому же лента породила самый известный шпионский пароль: «У вас продается славянский шкаф?» Отзыв: «Шкаф продан, могу предложить никелированную кровать с тумбочкой». Многие фразы из кинофильма стали крылатыми и разошлись на цитаты.
Незамысловатый, но очень увлекательный приключенческий фильм отражает настрой многих кинолент первого послевоенного десятилетия: здесь четко ясно, кто герой, а кто злодей, и ключевая задача героев — приблизить желанную победу, разбив противника в бою (или в тылу).
Летят журавли
Михаил Калатозов, 1957
Молодые Борис и Вероника любят друг друга, но незадолго до их женитьбы начинается война: он идет на фронт, она остается ждать любимого. Вскоре Вероника теряет родителей, уступает ухаживаниям двоюродного брата Бориса, думает о самоубийстве, воспитывает чужого мальчика и не верит, что ее возлюбленный погиб где-то далеко на войне.
Война на каждом шагу рушит и калечит жизнь героини, будто выедая все человеческое и живое, а Вероника и окружающие ее люди заново, раз за разом, пытаются построить хоть какое-то подобие счастья и сохранить себя: кому-то удается, а кто-то проявляет свои худшие стороны.
Другая сторона картины — непревзойденное техническое совершенство и изобретательность: для съемок гибели одного из героев Калатозов построил круговые рельсы для кинокамеры, бомбардировки превращаются в игру света и тени, а крупные планы лиц передают всю выразительность переживаний. В 1958 году фильм получил главный приз Каннского кинофестиваля, и его до сих пор проходят в киношколах как один из главных образцов военного кино.
Иваново детство
Андрей Тарковский, 1962
Маленький Иван потерял на войне всю семью. Одержимый местью, он прибивается к партизанскому отряду и надеется помочь советской армии отомстить нацистам. Вскоре он находит взрослых друзей, которые уговаривают ребенка поехать учиться в Суворовское училище, но Иван одержим идеей бороться с врагом здесь и сейчас.
Рядом с Иваном два офицера борются за сердце медсестры Маши: одному она уступит, второй погибнет на войне. Погибнет на ней и сам Иван, уйдя в разведку: это выяснит советский капитан, перебирая документы уже в Берлине после победы.
Невозможность выжить посреди гигантской бесчеловечной мясорубки и беспомощность отдельного маленького человека становятся центральными темами для оттепельных фильмов о войне: Калатозов говорил о загубленной любви, а Тарковский — об уничтоженном детстве.
«Если человек разрушается, то происходит нарушение логического развития, особенно когда это касается психики ребёнка», — рассуждал о своей картине режиссер. «Иваново детство», дебютное полнометражное кино знаменитого автора, стало его самой успешной у зрителя и массовой картиной.
Хроника пикирующего бомбардировщика
Наум Бирман, 1967
Над фронтом стоит туман, и бомбардировщики почти не летают: пилоты ждут новых распоряжений на базе и живут в тревожной повседневности. Вскоре командование поручает нескольким летчикам обнаружить секретный немецкий аэродром: задание оказывается опасным и уносит жизни пилотов одну за другой.
Война как производственная драма: между редкими вылетами герои общаются, спорят, влюбляются и даже изобретают алкогольный напиток из малинового сиропа и самолетного антифриза. Яркие роли молодых Олега Даля и Юрия Толубеева.
В другой реальности такие сюжеты посвящают врачам, пожарным и работникам другой профессии, но война раз за разом напоминает, что любая юная жизнь, полная мечтаний и надежд, может оборваться в один миг, и слово «подвиг» остается слабым утешением тем, кто лишился близкого человека.
Белорусский вокзал
Андрей Смирнов, 1970
Четверо фронтовых товарищей встречаются через 20 лет после окончания войны на похоронах своего бывшего командира, и никак не могут найти место, чтобы спокойно поговорить и вспомнить пережитое.
За прошедшие годы их судьбы сложились по-разному: кто-то стал директором завода, кто-то трудится простым слесарем, но все они помнят войну, словно это было вчера. А мир вокруг живет дальше, словно и не было ничего: молодежь не понимает фронтовое поколение и не знает, через что они прошли.
В фильме нет ни одного кадра боев или фронтовой жизни. Война есть лишь в воспоминаниях героев — как и актеров, чьи жизни она, так или иначе, но затронула. Ключевая сцена — песня в исполнении Нины Ургант, под которую герои, как и актеры, стараются не плакать, но не могут: до сих пор слишком больно.
Проверка на дорогах
Алексей Герман, 1971
Сержант советской армии Александр Лазарев попал в плен к немцам и перешел к ним на службу, а затем добровольно вступил в партизанский отряд, чтобы искупить предательство. В отряде ведутся споры: можно ли поверить раскаянию офицера, или же однажды оступившийся прощения не заслуживает?
Во время очередной вылазки партизаны вынуждены положиться на Лазарева, который обещает обмануть охрану немецкого лагеря — но не обманет ли он снова своих? Где-то на фоне нелепо и трагично гибнут гражданские, которые до последнего вздоха пытаются жить своей мирной жизнью на искореженной конфликтом земле.
Картина Алексея Германа по мотивам повести его отца стала первым фильмом, который осмелился поднять тему военнопленных и публично проявить к ним милосердие: режиссер был уверен, что абсолютное большинство плененных солдат и интернированных мирных жителей были жертвами обстоятельств, а вовсе не предателями.
Фильм пятнадцать лет пролежал на полке и вышел в прокат только в эпоху Перестройки, в 1986 году: после этого он получил целый ряд наград на советских и международных кинофестивалях.
Восхождение
Лариса Шепитько, 1976
Двое партизан в оккупированной Беларуси попадают в немецкий плен. Один до последнего держится и не рассказывает врагам ни слова, другой же решает пойти на сделку: он надеется, что сначала сохранит себе жизнь, а затем при первой возможности сбежит и снова сможет сражаться против немцев.
Однако, удачный момент все не наступает, а поступки, на которые вынужден идти коллаборационист, становятся все страшнее, и вот он уже сам понимает, что безвозвратно стал частью того зла, с которым когда-то пытался бороться.
Тяжелый фильм о том, как опасно делать даже шаг навстречу злу, стал настоящим подвигом и для актеров, работавших в тяжелых условиях посреди зимы, и для самой Шепитько, которая болела большую часть съемок и перенесла нервный срыв из-за обилия цензурных правок. В результате получился признанный шедевр, собравший много советских и международных наград.
Иди и смотри
Элем Климов, 1985
Деревенский подросток Флера мечтает попасть в партизанский отряд и бороться против немцев, оккупировавших его родную Беларусь. Партизаны не берут паренька из-за возраста — а вернувшись, он понимает, что в деревню приходил отряд карателей.
Вскоре мальчик попадает в плен к немцам и становится против воли становится свидетелем изуверских издевательств над мирными жителями: каратели буквально заставляют его смотреть на пытки и гибель односельчан. К финалу Флера все же попадает к своим и идет воевать с нацизмом, но лицо его, когда-то безмятежное, поседело и перекосилось от ужасов войны.
Режиссер заранее понимал, что фильм получится невероятно тяжелый, и смотреть его будет трудно. На это Алесь Адамович, соавтор сценария, ответил: «Пусть не смотрят. Мы должны это оставить после себя. Как свидетельство войны, как мольбу о мире».
Почти все актеры в фильме — или дебютанты, или непрофессионалы. Для создания правдоподобности весь фильм снимался на натуре, в кадре использованы настоящие патроны и снаряды. В результате получилось одно из самых достоверных.
Зеркало для героя
Владимир Хотиненко, 1988
8 мая молодой психолингвист Сергей навещает отца, горного инженера на пенсии. Отца он давно не понимает: тот пишет производственные романы про стройку, а юноша уверен, что социалистические подвиги — смешная сказка из прошлого. Затем он идет на концерт группы «Наутилус Помпилиус», где знакомится с горным инженером Андреем. Заболтавшись, новые знакомые спотыкаются о проволоку и вдруг понимают, что перенеслись в 8 мая 1949 года. Более того, теперь этот день им приходится проживать снова и снова.
Кроме завязки, нелепо звучащей в пересказе, в фильме Владимира Хотиненко больше ничего фантастического нет (кстати, сюжет был придуман за пять лет до американского «Дня сурка»). На первый взгляд фильм никак не привязан к войне: персонажи попадают в прошлое не накануне важного наступления, им не предстоит фронтовой подвиг.
Все, что они могут — попытаться понять прошлое и найти общий язык между поколением, для которого героический подвиг случился буквально вчера, и молодежью, которой церемонии кажутся бессмыслицей.
Андрей решает, что выбраться можно, лишь наладив жизнь поселка, и начинает помогать его жителям и исправлять все беды, которые обрушиваются на них: больше всего он хочет закрыть аварийную шахту. Сергей же уверен, что менять что-либо бесполезно: он отправляется в путешествие по советской стране.
В финале героям все же удается вернуться (не будем пересказывать, как и почему): они встречают ветеранов в парке и танцуют под военные песни, которые теперь звучат для них совершенно по-новому.