
В чем суть
Как пишет «Парламентская газета», россияне слабо доверяют ИИ, когда речь заходит о судебной системе и госуправлении. Опрос Russian Field показал, что только 34% одобряют использование искусственного интеллекта при рассмотрении дел, а 58% выступают против. Однако размышлять, какое применение найдут технологии в разных сферах и что для этого нужно изменить в законодательстве, следует уже сейчас. Об этом заявил первый зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Артем Шейкин. Он сообщил об этом в ходе круглого стола об использовании ИИ в судебной системе.
Шейкин рассказал, что столкнулся с предложением создать ИИ-систему, опирающуюся на санкционированные Верховным судом данные — оцифрованные законы, судебные акты, комментарии. По словам сенатора, это позволило бы минимизировать риски.
«Однако даже такой подход не снимает ключевой вопрос: кто несет ответственность за итоговое решение?» — подчеркнул Шейкин.
В законе «О статусе судей» указано, что правосудие вершит «судья-человек», чьи профессиональные и личные качества — основа беспристрастности. В связи с этим на круглом столе сделали вывод, что выносить решения и приговоры пока будут только люди, а технологии помогут лишь разобраться с делами.
Как может помочь ИИ
При этом нагрузка на российских судей постоянно растет. По словам председателя Амурского областного суда Олега Васильева, за 10 лет количество рассматриваемых дел выросло с 14 млн в 2014 году до 42 млн в 2024 году. Две трети времени у судей уходит на написание и проверку текста решения. В работе над последним может помочь ИИ, считают исследователи.
Сейчас в некоторых регионах проходит эксперимент по автоматизации так называемых бесспорных дел, или приказного производства. Судебный приказ применяют в случаях, если между сторонами нет спора о праве и размер долга не превышает определенную пороговую сумму. Об этом сообщил зампред Благовещенского райсуда Амурской области Игорь Емшанов. ИИ способен штамповать судебные приказы, и в ближайшее время в процессуальном кодексе может появиться механизм их автоматического формирования при подаче заявления в суд в электронной форме. Совет судей РФ готов выступить с инициативой внести нужные изменения в законодательство. Это будет первый опыт признания ИИ в судебной системе.
Шейкин призывает переходить к поэтапному внедрению ИИ. Предполагается, что это будет автоматизированное внесение информации в базы данных судов, распознавание документов и стенограмм. Потом ИИ можно привлечь к составлению процессуальных документов по делам, которые носят массовый характер. Например, о расторжении брака, взыскании платы за ЖКХ, задолженности по кредитам.
Кому еще нужна помощь искусственного интеллекта
Как рассказал замначальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры Аслан Юсуфов, большие надежды на ИИ у прокуроров. Предполагается, что он может избавить их от бумажной рутины. Прокуроры, кстати, за год вручную исследуют около миллиона нормативных правовых актов на коррупциогенность. При этом требуются доверенные и только отечественные разработки, которые гарантируют сохранность данных и ответственность разработчиков. В связи с этим Юсуфов предлагает сформировать перечень доверенных программ на основе ИИ.
Представитель Верховного суда Алексей Солохин заметил, что ИИ может быть полезен прежде всего при рассмотрении экономических дел. Споры хозяйствующих субъектов наименее подвержены оценочным суждениям.
К работе хотят подключиться и адвокаты, сказала вице-президент Федеральной палаты адвокатов Елена Авакян. По ее мнению, должно быть равенство участников и всех сторон. Она подчеркнула, что главными критериями при разработке решений должны быть качество и безопасность, а также возможность перепроверки результатов и контроль. Авакян убеждена, что адвокаты должны войти в рабочую группу Совета судей по ИИ.
Тем временем россияне признались в страхе увольнения из-за искусственного интеллекта. Каждый восьмой сотрудник опасается, что роботизация приведет к сокращениям.

