
Новый предмет «Духовно-нравственная культура России» будет «кардинально отличаться от других дисциплин гуманитарного цикла», считают в Госдуме. Как отметила в беседе с ВФокусе Mail член комитета по просвещению Анна Скрозникова, «это не просто очередной учебный курс, а целостное ценностное мировоззрение, воспитание уважения к традициям, культуре и истории России в их духовно-нравственном измерении».
По ее словам, предмет будет выстроен с учетом возрастной психологии подростков, а на уроках будут использоваться живые образы героев, исторические примеры и литературные сюжеты. Основной акцент будет сделан на созидательных ценностях: чести, долге и патриотизме.
Курс станет обязательной частью учебной программы с 5-го по 7-й класс и будет единым для всех регионов России. Школьники будут изучать жизненные пути выдающихся деятелей — от государственных лидеров и ученых до героев специальной военной операции. Это позволит не только передать знания, но и воспитать у подрастающего поколения чувство гордости за свою страну и ее историю, считает депутат от партии «Новые люди».
«Курс не привязан к какой-либо конфессии, его задача — воспитание общечеловеческих ценностей: совести, сострадания, ответственности. Для нерелигиозных семей предусмотрены модули, акцентирующие внимание на светских аспектах духовно-нравственной культуры», — пояснила Скрозникова.
В отличие от внеурочных занятий «Разговоры о важном», которые проводятся в формате свободных дискуссий на актуальные темы, новый предмет будет полноценной дисциплиной. «Духовно-нравственная культура России» получит закрепленное место в учебном плане, с четко обозначенной программой, обязательным количеством часов, федеральными стандартами (ФГОС и ФООП), официальными учебниками и контрольно-оценочными механизмами.
«Это системный курс, который выстраивает последовательную ценностную траекторию для школьников. Учителя будут следовать утвержденной программе, а знания учеников станут оцениваться по контрольно-оценочным механизмам», — подчеркнула парламентарий.
В то же время предмет сохранит гибкость в подаче материала. Учебные материалы, которые планируется подготовить к ноябрю 2025 года, будут включать интерактивные элементы, исторические кейсы и примеры из литературы. Это позволит педагогу не просто передавать информацию, а вовлекать детей в диалог.
Подготовка учителей
Минпросвещения уже разрабатывает программы повышения квалификации для педагогов истории, обществознания и классных руководителей. Как отметила Скрозникова, «учитель должен стать проводником смыслов, способным вдохновить детей на осмысление нравственных ценностей». Для этого программы переподготовки будут включать не только изучение содержания курса, но и специальные методики, направленные на развитие диалоговых навыков и эмоционального интеллекта педагогов.
«Мы будем внимательно следить за тем, чтобы такая подготовка была качественной, доступной, добровольной и отвечала современным требованиям к гуманитарному образованию», — добавила Скрозникова.
Дарья Баева
