
Взвешенный подход
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Буцкая положительно отозвалась о предложении Сергея Рыбальченко сократить школьное обучение до 10 лет. В разговоре с ВФокусе она подчеркнула, что все инициативы председателя комиссии Общественной палаты по демографии «идут от сердца, с искренним желанием решить демографический вопрос в России».
Депутат отметила, что предложение опирается на исторический опыт, когда в СССР действовало 10-летнее образование. Однако Буцкая обратила внимание на важную проблему: даже при нынешней 11-летней системе дети достаточно загружены. По ее мнению, вопрос распределения учебной нагрузки «требует особо внимательного отношения», так как сейчас в обязательную программу не попадают даже важные предметы вроде семьеведения.
«Для них просто не хватает места», — пояснила она.
От 10-летней системы отказались неслучайно. Объем знаний перестал помещаться в десятилетний цикл, классы были переполнены. Требовалось разрядить ситуацию, поэтому ввели 11-летнее образование. При этом мы наблюдаем, как современные дети с шести лет активно стремятся в школу, а система дошкольного образования у нас всегда была и остается на высоком уровне развития.
Парламентарий указала на парадоксальность ситуации: в 18 лет человек уже совершеннолетний, может вступать в брак и рожать детей, «а он всё ещё в школе учится». Статистика подтверждает актуальность проблемы — за последние пять лет средний возраст вступления в брак увеличился с 30,7 до 33,2 года.
Демографическая цель
Инициатива о сокращении школьного обучения до 10 лет прозвучала в Общественной палате РФ. Автор предложения, председатель комиссии по демографии Сергей Рыбальченко, считает, что таким образом можно решить демографическую проблему России. По его мнению, возвращение к системе 8-летнего и 10-летнего обучения поможет снизить средний возраст рождения первого ребенка.
Общественник объясняет это увеличением периода социального взросления — молодые люди проводят в образовательных учреждениях слишком много времени. При текущей системе будущий специалист учится 11 лет в школе, затем 4 года в бакалавриате и 2 года в магистратуре, плюс около 3 лет уходит на адаптацию к работе.
Сергей Рыбальченко подчеркивает, что сокращение сроков обучения возможно без потери качества образования. По его словам, исследования показывают, что уровень знаний выпускников 10-го и 11-го классов практически не отличается. Предложение предусматривает также возвращение к системе специалитета вместо разделения на бакалавриат и магистратуру. Такой подход позволит молодым людям войти во взрослую жизнь на два года раньше и раньше задуматься о создании семьи и рождении детей.
Комплексная поддержка
Рыбальченко отмечает, что эффект от сокращения сроков обучения можно будет оценить лишь через 10 лет после внедрения. Но уже сейчас необходимо создавать условия для поддержки молодых семей. Общественник предлагает комплексный подход: введение семейного налогообложения, доступные программы аренды жилья, включая субсидированный и социальный найм, а также семейные общежития.
Особое внимание должно уделяться студентам-родителям. По мнению эксперта, для них нужно предусмотреть возможность бесплатного вечернего или заочного обучения, а также льготное поступление в магистратуру. Все эти меры в совокупности должны способствовать улучшению демографической ситуации в России, уверен эксперт.
Дарья Баева
