
Демографический парадокс
Экономическое благополучие становится главным врагом демографии, считает депутат Госдумы Олег Матвейчев, отец пяти детей и известный политический философ.
«Чем лучше люди живут, тем меньше они рожают. Самая большая рождаемость в тех странах, которые бедные, а самая плохая — там, где богатые. Поэтому все разговоры о том, что дайте нам квартиры, дайте нам пособия, тогда мы соизволим вам родить — это все лукавство», — заявил парламентарий в ходе обсуждения закона о запрете склонения к абортам в Общественной палате РФ.
Он обратил внимание на то, что пока страна скорбит о потерях в зоне СВО, массовая гибель нерожденных детей в результате абортов остается в тени общественного внимания. Матвейчев провел историческую параллель, заявив, что с момента легализации абортов при Хрущеве в СССР «убили людей собственных в несколько раз больше, чем Гитлер». Он подчеркнул, что финансовые трудности не должны становиться непреодолимым препятствием для рождения детей, и подверг критике распространенное убеждение, будто демографический кризис можно преодолеть исключительно за счет улучшения материального благосостояния.
Заявления депутата ожидаемо вызвали волну критики, в том числе от коллег. Так, глава комитета Госдумы по вопросам семьи Нина Останина написала, что в логике парламентария есть серьезные неувязки и несостыковки.
«Сейчас рождаемость в России ниже, чем в большинстве стран Запада. Уж не хотите ли вы, господин единоросс, рассказать нам баечку, что это от нашего богатства? Что Российская Федерация уже обогнала по уровню жизни все главные страны Запада?», — написала она в соцсетях.
Блогер Илья Свиридов привлек внимание к финансовому положению депутата, указав, что в 2021 году Матвейчев задекларировал доход, превышающий 4 млн рублей, что сильно контрастирует с доходами большинства россиян.
«Ярко! С другой стороны, что такое 4 млн рублей в 2021 году? Ни-ще-та!!!», — написал Свиридов.
Мировая статистика
Цифры подтверждают тезис парламентария лишь частично. Самый высокий коэффициент рождаемости действительно в беднейших странах. В Нигере приходится около 6,7 ребенка на женщину, в Сомали — 6,1, В Конго — 6. В антирейтинге традиционно находятся развитые экономики: Южная Корея (0,81), Сингапур (1), Япония — (1,3). Россия с показателем 1,4 находится ближе к группе развитых стран.
Само сравнение с бедными странами председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов называет методологической катастрофой. «Нельзя сопоставлять несопоставимое, так же как нельзя сопоставлять килограммы и число крокодилов», — отметил специалист. По его мнению, настоящая причина демографического коллапса — фундаментальное разрушение семьи как базового института.
«Этот институт оказался разделен на части антисемейными экономическими и социальными установками, где семья стала не основой общества, а обузой. Важно понимать, что это мировая тенденция: даже в бедных странах, где сегодня высокая рождаемость, при малейшем начале урбанизации мы видим тот же обвал — традиционные структуры рушатся, и рождаемость стремительно падает», — пояснил эксперт.
Путь к спасению
В то время как в Госдуме заявляют о парадоксальной связи между благосостоянием и демографическим кризисом, демограф Крупнов предлагает принципиально иное видение решения проблемы. Он настаивает на необходимости революционной трансформации всего общества.
«Необходимо культивировать 3−4-детную семью как модельную для страны, но такой подход требует коренного переустройства экономики — от создания доступного жилья и обеспечения высокооплачиваемой занятости до разработки специализированного семейного автомобиля на 6−8 пассажиров», — пояснил он.
Крупнов убежден, что полумеры не принесут результата. «В логике простого перераспределения помощи демографического прорыва не достичь, — констатирует эксперт. — Необходима системная перестройка всего общества по принципу семейноцентричности, где все институты государства будут работать на поддержку многодетной семьи как основной ячейки общества».
