
В пятницу, 5 сентября, Владимир Путин традиционно принял участие в пленарном заседании Восточного экономического форума (ВЭФ), который проходит во Владивостоке. В качестве иностранных гостей на мероприятии присутствовали премьер-министр Лаоса Сонсай Сипхандон, премьер Монголии Гомбожавын Занданшатар и член политбюро ЦК КПК, заместитель председателя постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Хунчжун. Главные моменты речи российского лидера — в материале «Известий».
Об инфляции
Верить никому нельзя, нужно исходить из собственного опыта или обращаться к мнению специалистов.
Центральный банк борется инфляцией и пытается вернуться к показателям. Это связано с ключевой ставкой, производством. Для укрепления производства ключевую ставку надо снижать, но тогда цены будут расти.
Для нас основой является устойчивая макроэкономическая политика. Единственное, что я могу сказать — правительство России и Центробанк ведут себя профессионально.
О развитии Дальнего Востока
Россия, Владивосток вновь принимают участников ВЭФ из более чем 70 стран. В этом году форум проводят уже в 10-й раз. Сама идея проведения форума была связана с развитием Дальнего Востока.
Юбилейный ВЭФ — это не только повод подвести итоги, но и обозначить дальнейшие шаги по наращиванию мощности на Дальнем Востоке.
Развитие Дальнего Востока и Арктики было обозначено приоритетом на весь XXI век еще в 2013 году. Запущен план поддержки бизнеса, план развития коммунальной и жилищной инфраструктуры. Эти усилия объединены общей программой.
В ней обозначены амбициозные ориентиры, и наши усилия дают ожидаемый результата.
По многим показателям, в том числе экономическим, Дальний Восток занял лидирующие позиции, опережающие общероссийские темпы. За 10 лет ВВП Дальнего Востока увеличился почти в 2,5 раза — с 4 млн до 11 млн рублей.
Формируется не просто промышленная база, а новая инвестиционная карта региона. Важно составить устойчивую динамику в его традиционных отраслях, которые уже пошли в рост. Добыча угля и золота за прошедшие годы выросли почти в 1,7 раз.
Полгода назад мы договорились утвердить план развития редкоземельной индустрии. Я прошу правительство утвердить его не позже ноября этого года.
О логистике на Дальнем Востоке
На реках Дальнего Востока уже строятся электростанции, которые должны вырабатывать чистую энергию. Такие проекты требуют современных специалистов, и наша компания «Русгидро» располагает необходимыми заделами. Но строительство таких ГЭС требует серьезных инвестиций.
Реки Дальнего Востока — природные транспортные артерии, которые соединяют города и поселки в рамках северного завоза. Это вопрос логистики. В последние годы нагрузка на транспортные системы Дальнего Востока сильно выросла, усилились и контакты с зарубежными партнерами. Все это требует модернизации автомобильных и ж/д магистралей, создания модернизированных транспортных узлов. Мы продолжим модернизацию Бама и Транссиба: их мощности должны стать в 1,5 раза выше, чем сегодня.
Уже построены мосты в Китай, в планах создание моста в КНДР.
Портовые мощности Дальнего Востока должны вырасти к 2030 году еще на 115 млн тонн грузов в год.
Модернизируются пограничные переходы — такая задача поставлена, решение ее вызывает большой интерес, потому что для этого необходимы в том числе административные усилия.
Подготовлены планы развития 12 новых всесезонных курортов на Дальнем Востоке, что позволит удвоить количество туристов.
О Трансарктическом транспортном коридоре
Особая тема — развитие Трансарктического транспортного коридора. Заинтересованность в этом маршруте растет как со стороны российских компаний, так и со стороны иностранных перевозчиков. Причем не только с точки зрения разовых перевозок, но и с точки зрения формирования постоянной базы.
Мы будем развивать Трансарктический коридор. Мы всё время говорим про Северный морской путь, но важно, чтобы и эта артерия действовала в комплексе.
Она должна объединить морской, железнодорожный, автомобильный виды транспорта. Всё должно работать в общей системе. Это позволит использовать потенциал наших великих рек — это Обь и Лена.
Развитие включает работу на берегу и, конечно, модернизацию морских портов в Арктике и на Дальнем Востоке.
О территориях опережающего развития
Режимы ТОРов разрабатывали на основе лучших международных практик, в том числе из АРТ. Они дают много льгот, льготное кредитование.
ТОРы уникальны для бизнеса, причем не только в нашей стране. Инструмент ТОРов доказал свою эффективность, позволил ситемно поддержать предпринимателей. На Дальнем Востоке создано 18 ТОРов, в них вложены триллионы рублей инвестиций.
С учетом накопленного опыта предлагаю сделать кардинальный шаг. Бесшовно, с сохранением условий для действующих инвесторов, создать на всей территории Дальнего Востока и Арктики единый преференциальный режим для бизнеса. Сделать это нужно с 1 января 2027 года.
С опорой на достигнутые результаты в добывающей и обрабатывающей промышленности мы должны запустить новый этап развития Дальнего Востока. Формировать экономику будущего, с кардинальным улучшением среды в городах и селах, с подготовкой квалифицированных кадров. В этом принципиальное условие.
Нужно сделать территорию Дальнего Востока местом, где будут развиваться именно высокотехнологичные проекты. Это большие территории, здесь есть, чем занимать людей.
С 1 января 2026 года международные ТОРы будут работать в Забайкалье, ЕАО, Хабаровском крае и Приморье. Предлагаем воспользоваться этими уникальными условиями всех наших партнеров.
Для технологического рывка необходим действительно смелый подход к регуляторике.
На Сахалине уже действует экспериментальный правовой режим, он позволяет ускоренными темпами обкатывать новые беспилотные технологии. Прошу правительство создать необходимые условия для них в сельском хозяйстве и других отраслях.
Дальний Восток должен стать передовым регионом России в сфере оборота данных. С учетом требований по конфиденциальности, мы об этом все время говорим. Именно на этих огромных территориях их (высокие технологии) и нужно развивать.
Считаю распространить экспериментальный правовой режим для беспилотников на все территории Дальнего Востока. В рамках экспериментального правового режима предлагаю использовать современные системы для проведения госзакупок.
Для разработки и освоения технологий, для налаживания современных производств в России к 2030 году будет открыто не менее 100 технопарков. Не менее 10 — на Дальнем Востоке. Уверен, они будут востребованы у компаний, которые находятся на старте своей деятельности и реализуют перспективные начинения. В том числе, выпускают продукцию, призванную заместить иностранные аналоги.
Об экономике высоких зарплат
Экономика России должна стать экономикой высоких зарплат. За последние 10 лет средняя заработная плата на Дальнем Востоке выросла в 2,5 раза и превысила 100 тыс. рублей. Уровень безработицы в регионе сократился с 7 до 2,4%, во всех дальневосточных субъектах снизился уровень бедности. Да, в некоторых он пока выше, чем в среднем по России, но в целом динамика позитивная.
В середине прошлого века люди с Дальнего Востока начали уезжать. Нам удалось переломить эту тенденцию. С 2014 года за 5 лет миграционный отток на Дальнем Востоке составил 211 тысяч человек, уже в следующие пять лет он сократился до 109 тысяч человек. Тоже много, но тем не менее. Причем в 2024 году был отмечен небольшой миграционный приток.
На Дальний Восток поехала молодежь. Начиная с 2015 года, девят лет подряд, отмечается приток ребят в возрасте 20−24 лет. Причем, только в прошлом году он вырос в два с лишним раза по сравнению с прошлым годом. Это говорит о том, что здесь можно получить оплачиваемую профессию, обустроиться, создать семью. Молодежь это чувствует и реагирует.
О развитии производства
Чтобы стимулировать развитие собственных производств, нужны условия для более широкого применения офсетных контрактов, когда инвестор вкладывает в заводы, предприятия, цеха, под гарантированные заказы от государства.
Предлагаю проработать планы дальнейшего развития Дальневосточной биржи, включая финансовые каналы, регуляторную базу, стимул для размещения корпоративных акций.
На Дальнем Востоке, в отдаленных городах и поселках востребован подход, когда социальные объекты строятся за счет бизнеса. Еще в прошлом году мы договорились создать удобный механизм, чтобы бизнес мог на свои средства строить социальные объекты и передавать их региону с возмещением своих затрат через отчисления от будущих налогов. Нужно широко запустить этот инструмент.
О Дальневосточной ипотеке
Жилищный вопрос — один из ключевых для увеличения демографической ситуации. На Дальнем Востоке действуют увеличенные выплаты при рождении в семье третьего ребенка — не 450 тысяч, как в стране, а один миллион рублей.
Такая политика дает свои результаты — сейчас такая рождаемость на четверть выше, чем в среднем по России.
Поскольку эти выплаты направляются на погашение ипотечных кредитов, предлагаю сделать дальневосточную и арктическую ипотеку доступной для всех семей в регионе, которые воспитывают трех и более детей, независимо от возраста родителей.
Сейчас женщины рожают и в 35 лет, и в 40 — дай бог здоровья. Чем больше у нас малышей, тем лучше.
О программе развития до 2036 года
Дальний Восток России, АТР в целом — территория динамичных изменений, бурного развития.
Мы должны поддерживать высокие темпы позитивных перемен, улучшать инфраструктуру отечественной экономики, использовать ресурсный, производственный, логистический и научный потенциал, которым обладает наша страна.
Для этого нужно активно пробовать и широко внедрять смелые новаторские решения.
Мы будем и дальше настраивать регион на запросы людей и потребности бизнеса, обеспечение национальных вопросов России. Конечно, в этой работе важен системный, комплексный подход, способность смотреть вперед, видеть перспективы, ставить большие цели и строить планы по их достижению.
Поэтому по итогам этого форума прошу правительство подготовить долгосрочную стратегию развития Дальнего Востока на срок до 2036 года.
О союзе слона, дракона и медведя и о возвращении компаний
Медведь — он и есть медведь. Вы сказали, что наш орел смотрит на восток и запад, но есть еще и юг.
Мы с коллегами многократно обсуждали эту тему, и я говорил, что наши взаимодействия, расширение работы с друзьями в АТР и Глобальным Юге не связано с текущей конъюктурой политической.
Мы с председателем Си Цзиньпинем начали совместную большую работу 20 лет назад. Это связано со взаимными национальными интересами: наши экономики дополняют друг друга, мы — соседи, у нас много интересов, общие подходы и традиционные ценности.
Мы в России понимали, как развивается мировая экономика, а развивается она опережающими темпами. Это новая область и точки роста мировой экономики. Естественным образом мы ориентируемся на это. Тем более, что у нас добрососедские отношения со многими странами: с Китаем, Индией, Индонезией, Малайзией и Таиландом. Вьетнам — у нас с ним особые отношения десятилетиями. Почему бы нам всё это не использовать?
По политическим соображениям многие зарубежные компании ушли — это да. Но мы же знаем, у нас контакты есть: многие ждут — не дождутся, когда политические ограничения будут сняты и можно будет вернуться.
У нас стабильная экономическая политика. Мы же ни от кого не отворачиваемся, мы никого не выгоняли — кто хочет, всегда может вернуться.
Медведь, конечно, символ России, но мы находимся на Дальнем Востоке — и самый большой тигр в мире это уссурийский.
О политике протекционизма
Протекционистская политика идет во вред и тем, кто это применяет, и международной торговле. Это ведет к региональному сепаратизму и ничего здесь хорошего не будет для тех, кто пытается проводить такую политику. Потому что современный мир очень сильно взаимосвязан — исходя из возможностей и развития технологического.
Замкнуться в какой-то национальной скорлупе очень сложно и вредно, потому что это будет вести к понижению конкурентоспособности.
Мы исходим из того, что открыты к сотрудничеству со всеми странами мира. Конечно, прежде всего с теми, кто хочет с нами работать, с нашими друзьями. Но мы не отгораживаемся ни от кого и думаем, что подавляющее большинство, если не все, в этом зале со мной согласятся: такая открытость выгодна всем, кто придерживается подобной точки зрения и политики.
О финансировании новых предприятий
Деньги — всегда важная вещь, но не самая главная. Самое главное — правильная организация работы, определение приоритетов и взаимодействие между различными структурами, которые должны решать общую задачу. Общая задача заключается в том, чтобы региональные власти договаривались с инвесторами, а инвесторы должны гарантировать потребление этой энергии.
Те, кто будут производить ее, должны быть уверены в том, что они, вкладывая деньги в создание энергетических мощностей и сетевого хозяйства, не будут работать вхолостую, истратив все эти деньги.
Первое, что нужно сделать — организовать совместную работу, а потом уже искать новейшие технологии и инвесторов, которые готовы применять эти технологии вместе с контролирующими организациями, которые должны следить за хрупкой экосистемой Арктики и Дальнего Востока — это общая задача.
Тогда проблем с деньгами не будет, потому что от вложенных средств наступит быстрая отдача. В конечном итоге это пойдет на пользу бюджету, поскольку он будет получать новые налоговые поступления от эффективной и грамотно выстроенной работы новых предприятий.
О запасах угля
У нас большое количество угля — у нас запасы на 900 лет. Но для того, чтобы их применять и применять эффективно, нам нужны технологии.
Если мы сможем их применять, тогда никаких проблем с внешней коньюнктуры, которая оказывала бы на отрасль влияние, просто не будет. К этому мы должны стремиться.
