
Гедонизм — это философия, основанная на стремлении к наслаждению и радости в каждом моменте. Как пишет Кристина Старк в «Стигмалионе»: «Жизнь полна красок и ярких моментов, нужно просто научиться их замечать». Гедонисты освоили это искусство и живут, наполняя дни счастьем. В статье разберем, кто такие гедонисты и как они черпают радость в повседневности. А поможет нам в этом Валерий Гут, кандидат психологических наук, основатель Института Адаптивного Интеллекта.
Гедонизм: определение и основные идеи
Гедонизм — это философское учение, утверждающее, что главная жизненная цель — поиск наслаждения. Название происходит от древнегреческого ἡδονή (hēdonē), что значит «удовольствие». Эта философия побуждает наслаждаться каждым моментом, сводить страдания к минимуму, при этом развивая способность ценить как телесные, так и духовные наслаждения.
Наш эксперт, кандидат психологических наук Валерий Гут, отмечает:
— Еще в IV веке до нашей эры философ Аристипп, ученик Сократа, сформулировал идею, которая не теряет актуальности и сегодня: смысл жизни в том, чтобы получать удовольствие и избегать боли. Он считал высшим благом телесные наслаждения — вкусную еду, хорошее вино, любовь — и ставил потребность в них выше социальных норм. Учение Аристиппа назвали гедонизмом, и сегодня эта философия переживает новый виток популярности.
Гедонизм в современном понимании включает в себя не только физическое удовольствие, но и духовное развитие, творчество, гармонию с собой и окружающим миром.
Кто такие гедонисты
Приверженцев гедонизма называют гедонистами. Это люди, которые стремятся жить с максимальным удовольствием и радостью, минимизируя негативные переживания. Важна не только физическая сторона удовольствия, как, например, вкусная еда или комфорт, но и эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение.
Гедонист активно ищет позитивные переживания, которые доставляют счастье. Но это не значит, что гедонист — синоним эгоиста. Как правило, такие люди умеют находить баланс между собственными удовольствиями и ответственностью, между личными желаниями и общественными нормами.
В чем плюсы и минусы жизни по принципам гедонизма

Зигмунд Фрейд считал, что стремление получить удовольствие лежит в самой основе человеческой психики. Удовольствие — это результат удовлетворения потребностей и переживания приятных эмоций. Оно помогает снимать внутреннее напряжение и справляться со стрессом. Назовем и другие преимущества жизни по принципам гедонизма:
- Повседневная жизнь наполняется радостью и позитивными переживаниями.
- Приверженцы этой теории не экономят на собственном благополучии.
- Развивается способность замечать приятные мелочи и ценить текущий момент.
- Гедонисты не копят гнев и раздражение, что помогает им избегать конфликтов и выстраивать отношения с окружающими.
- Формируется гибкий, адаптивный взгляд на жизнь.
- Высокая мотивация и жизненный тонус становятся привычкой.
— Яркий пример такого позитивного гедонизма — история героини книги и фильма «Ешь, молись, люби» Элизабет Гилберт, — замечает Валерий Гут. — Заново открыв для себя вкус жизни и обретя внутреннюю гармонию, она вернула себе счастье, которого так не хватало в прошлом.
Но у гедонизма есть и обратная сторона:
- Эмоциональная жизнь не бывает только радостной. Избегая неприятных чувств, человек может терять связь с реальностью.
- Избыток удовольствий со временем притупляет чувства: простые радости перестают приносить счастье.
- Погоня за удовольствием может искажать моральные ориентиры и приводить к деградации личности.
- Жертвуя дисциплиной ради сиюминутных желаний, люди сталкиваются с зависимостями или проблемами со здоровьем.
- Постоянный поиск удовольствий уводит от важных целей, мешает строить глубокие отношения с близкими, делает человека уязвимым перед жизненными трудностями.
— Иллюстрацией опасностей такого пути может служить герой романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», — приводит пример Валерий Гут. — Поддавшись соблазнам, талантливый юноша постепенно превратился в безнравственное чудовище.
История возникновения гедонизма
Вопросы гедонизма волнуют человечество на протяжении веков. Само понятие появилось в результате развития философии и этики. За это время гедонизм прошел путь от античных размышлений о природе удовольствия до современных подходов к счастью и радости.
Как зародилась концепция гедонизма
Основоположником гедонизма считают философа Аристиппа, ученика Сократа. Он различал два душевных состояния — удовольствие и боль. Аристипп утверждал, что цель жизни состоит в стремлении к удовольствию и отсутствии боли. Для него наслаждение было мягким и спокойным чувством, а боль — грубым и порывистым движением души.
Развитие гедонизма в античной философии
В античности гедонизм развивали две школы — киренская и эпикурейская.
Киренская школа, основанная Аристиппом, утверждала, что удовольствие — высшее благо для человека. Киренаики видели смысл жизни в поиске физических и сиюминутных наслаждений. Для них стремление к удовольствиям стояло выше общественных норм, а сами удовольствия не имели моральной оценки. Важно было получить их «здесь и сейчас».
Позже Эпикур предложил свою версию гедонизма. Он отвергал традиционные для своего времени ценности — богатство, власть, славу — и утверждал, что они не приносят настоящего счастья. Для Эпикура высшим благом было не пьянящее веселье, а состояние атараксии — внутреннего спокойствия и отсутствия страданий. Он подчеркивал важность умеренности, самодостаточности и отказа от излишеств ради душевной гармонии.
Таким образом, гедонизм в античной философии прошел путь от простого поиска чувственных удовольствий до сложной этической системы, в которой на первое место выходит внутреннее равновесие и осознанное отношение к наслаждениям.
Эволюция гедонизма в разные эпохи
В Древнем Риме гедонизм приобрел массовый характер и часто ассоциировался с излишествами, праздностью и упадком нравов. Стремление «к хлебу и зрелищам» сделало удовольствия частью общественной жизни и, по мнению многих историков, внесло вклад в кризис и падение Римской империи.
В Средние века интерес к удовольствиям был вытеснен аскетизмом и религиозными догмами. Плотские наслаждения воспринимались как грех, а стремление к удовольствиям жестко осуждалось церковью.
Эпоха Возрождения принесла новый взгляд: ценность личных переживаний и радости вновь вошла в философию и искусство. О наслаждениях писали Дж. Боккаччо, Ф. Петрарка, Л. Валла, Л. Бруни, а гедонистические идеи стали востребованы у гуманистов.
В Новое время удовольствие начинают рассматривать как естественную мотивацию человека. Философы Т. Гоббс, К. Гельвеций, Б. Спиноза утверждали, что наслаждаться жизнью можно без вреда для других. Это легло в основу концепции разумного эгоизма и повлияло на формирование либеральных идей, а также зарождение утилитаризма — направления, утверждающего: морально то, что приносит пользу и ведет ко всеобщему счастью.
В
Основные принципы и разновидности гедонизма

В гедонизме выделяют несколько направлений, которые по-разному трактуют смысл удовольствия.
- Этический гедонизм утверждает: морально и правильно то, что доставляет удовольствие и уменьшает страдание — как отдельному человеку, так и обществу в целом.
- Психологический гедонизм объясняет, что действия человека мотивированы стремлением к удовольствию или желанию избежать боли. Это не этическая позиция, а объяснительная теория человеческого поведения.
- Рациональный гедонизм делает акцент на осознанности: важно уметь выбирать между разными видами удовольствий и контролировать свои желания. Его сторонники готовы отказываться от мгновенных наслаждений ради более глубокого и продолжительного удовлетворения в будущем.
- Гедонизм наслаждений концентрируется на телесных удовольствиях и материальных благах, восприятии комфорта как главного источника радости.
Эти направления не исключают друг друга полностью и могут частично пересекаться в своих идеях. Кроме этого, выделяют радикальный и ответственный гедонизм.
- Радикальный гедонизм — это крайняя форма, при которой ищут исключительно мгновенное удовольствие, игнорируя последствия и обязанности. Такой путь часто приводит к зависимостям, проблемам со здоровьем и социальной изоляции. Античные философы предупреждали: бесконтрольное стремление к наслаждениям в итоге приносит страдания.
- Ответственный гедонизм — это осознанное стремление к удовольствию, при котором человек учитывает последствия, заботу о здоровье и свои обязанности. Такой подход помогает находить баланс между радостью и ответственностью, что служит основой устойчивого счастья и гармонии в жизни.
Поведение человека, стремящегося получить максимальную пользу от жизни через наслаждение, обосновывают основные принципы гедонизма:
- Принцип удовольствия. Удовольствие считается важнейшей жизненной ценностью. Каждый определяет, что ему ближе — телесные радости или интеллектуальное удовлетворение.
- Избегание боли. Важно не только стремиться к приятному, но и минимизировать страдания, стресс и негативные переживания.
- Гармония и баланс. Современный гедонизм учит находить золотую середину между желаниями и их последствиями. Настоящее счастье — это осознанный выбор в пользу долгосрочного благополучия.
- Автономия личности. Каждый вправе решать, что приносит ему радость. Гедонизм уважает личное мнение и не навязывает универсальных стандартов счастья.
Гедонизм в философии

Гедонизм занял особое место в истории философии как учение, которое ставит удовольствие и радость в центр человеческой жизни. Философские школы трактовали эту идею по-разному — от стремления к телесным наслаждениям до поиска глубокого внутреннего покоя и гармонии. Философы-гедонисты уделяли внимание не только телесным, но и интеллектуальным, духовным удовольствиям, подчеркивая важность баланса и осознанного выбора.
Известные философы-гедонисты и их идеи
- Аристипп Киренский (ок. 435—366 до н. э.) — первый систематический гедонист, основатель киренской школы. Считал, что смысл жизни — в поиске непосредственных телесных удовольствий, но мудрость нужна, чтобы управлять ими, а не быть их рабом. Акцентировал: жить важно настоящим и не тревожиться о прошлом или будущем.
- Эпикур (341—270 до н.э.) — развил гедонизм, делая акцент на внутреннем спокойствии (атараксии) и свободе от страданий. Эпикурейский гедонизм ценил удовольствие ума выше телесных чувств, призывал к умеренности и разумному выбору радостей, чтобы избежать тревог.
- Джереми (Иеремия) Бентам (1748—1832) — английский философ, основатель утилитаризма. Измерял удовольствие по его интенсивности, длительности и широте, считая, что морально лишь то, что приносит максимум пользы и счастья для большинства.
- Джон Стюарт Милль (1806—1873) — продолжил утилитаристскую традицию, выделяя высшие, интеллектуальные удовольствия как более значимые, чем телесные. Для Милля качество удовольствия важнее количества.
- Мишель Онфре (современный философ) — предлагает практичный гедонизм, в котором удовольствие не только личное, но и социальное. Онфре говорит о разумном подходе к радостям жизни, этичном отношении к себе и другим.
Гедонизм в психологии как черта личности
Наш эксперт, кандидат психологических наук Валерий Гут, рассказывает:
— Стремление получать удовольствие и удовлетворять потребности заложено в человеке природой, поэтому гедонизм можно считать одной из базовых мотиваций. Американский психолог Альберт Эллис считал стремление к долгосрочным удовольствиям, совмещенное с умением радоваться настоящему, признаком психологического здоровья. По его мнению, зрелая личность живет по принципу «всему свое время». Такой человек способен отказаться от сиюминутной выгоды, если она может навредить в будущем.
Влияние стремления к удовольствию на психическое здоровье
Отношение к наслаждениям по-разному влияет на психологическое благополучие. Когда поиск удовольствия хорошо сбалансирован, он поддерживает ментальное здоровье. Если же становится единственным ориентиром — могут возникнуть трудности.
Позитивное влияние гедонизма на психику:
- помогает справляться со стрессом и усталостью;
- повышает общий уровень счастья и удовлетворенности жизнью;
- улучшает самооценку и внутреннюю гармонию;
- поддерживает мотивацию и активность;
- способствует развитию позитивных отношений с другими людьми.
Возможные негативные последствия чрезмерного стремления к удовольствию:
- снижение самоконтроля и развитие зависимостей;
- эмоциональная неустойчивость;
- трудности в достижении долгосрочных целей;
- поверхностные отношения и неудовлетворенность ими;
- чувство внутренней пустоты при отсутствии «новых» удовольствий.
Как стать гедонистом: практические советы

Наш эксперт Валерий Гут рассказывает:
— Древнегреческий философ Эпикур, размышляя о путях к счастью, считал высшим наслаждением не телесные, а утонченные духовные радости. Современная психология согласна, что достичь гармонии можно, если подходить к удовольствиям осознанно.
Эксперт дает советы, которые помогут прийти к гедонизму:
- Понимайте себя, с уважением относитесь к своим потребностям и желаниям.
- Заботьтесь об организме, опирайтесь на свои нравственные и духовные ценности.
- Находите баланс между трудом и отдыхом, старайтесь получать удовольствие и от того и от другого.
- Развивайте здоровый эгоизм, умейте поставить себя на первое место.
- Составьте список удовольствий и каждый день выполняйте хотя бы три пункта. Это могут быть совсем простые вещи, например, вкусный чай или прогулка по парку после работы. Главное — делать это регулярно, не «задвигая» свои интересы ради других дел.
- Внедрите в жизнь практики благодарности — себе, окружающим и миру за все хорошее и приятное, что происходит в жизни.
- Тренируйтесь быть в моменте. При каждом приятном переживании подключайте все органы чувств, отвечая на вопросы: «Что сейчас с моим телом? Что ощущает моя кожа? Что видят мои глаза? Что я слышу? Какой запах я чувствую? Какой вкус у меня на языке?»/
- Регулярно спрашивайте себя: «Что хорошего я делал для себя сегодня?»/
- Добавляйте в жизнь новизну — это поможет открывать новые грани удовольствий и предотвратить привыкание к ним.
— Главное — не прятаться в удовольствиях от жизненных трудностей, — советует кандидат психологических наук Валерий Гут. — Попытка полностью избежать боли и дискомфорта обрекает на провал любые большие цели, что в итоге принесет лишь разочарование. Удовольствия должны дополнять жизнь, а не заменять ее. При выборе очередной радости можно использовать так называемое гедонистическое исчисление — взвешивать все плюсы и минусы, которые она принесет в долгосрочной перспективе.
Выводы швейцарских психологов Катарины Бернекер и Даниэлы Бекер подтверждают: те, кто умеет себя баловать, живут счастливее. Сочетая наслаждение «здесь и сейчас» с движением к долгосрочным целям, человек выстраивает осознанную жизнь, полную радости в настоящем и уверенности в будущем.
Эксперт: Валерий Гут, кандидат психологических наук, основатель Института Адаптивного Интеллекта