Что не так с оборотнями в славянской культуре

Стать сильнее, счастливее, мудрее или быстрее гораздо проще, чем кажется — учимся у предков и народных сказок.

Источник: freepik.com/

Оборотни — это не только (и не столько) волки, которые в полнолуние мечутся по лесу, пугая и кусая попутно почем зря все живое. И которых профессор Снейп спасает от опасности с помощью одного там хитросочиненного зелья. Современное представление об оборотничестве как о чисто зверином перевоплощении слишком упрощено — спасибо, конечно, Голливуду.

На самом же деле славянская культура видела в оборотнях не просто людей-зверей, а тех, кто временно переходит в иную сущность, чтобы взять от нее силу, смелость или стойкость.

Чтобы понять суть славянского оборотничества, нужно осознать одну простую вещь: обернуться — это не буквально превратиться в волка, а обратиться к архетипу. Не случайно наши предки верили, что надев шубу наизнанку, человек как бы «выворачивал» свою сущность, привлекая звериную мощь. Это было сродни магическому акту, способному изменить внутреннее состояние, перевести сознание на другую волну.

Источник: Unsplash

Кто такие оборотни на самом деле: архетипы и символы

Когда мы говорим об оборотничестве, в голове мгновенно всплывают образы лохматых волков или косолапых медведей, скалящих зубы. Но древний наш предок видел оборотня скорее как человека, который в критической ситуации привлекает силу духа зверя. Это не о магии физического превращения — это, в первую очередь, о трансформации сознания. И вот как раз это вполне доступно и в наше время любому из нас (и мы даже практикуем порой подобные фокусы, просто не вполне отдаем себе в этом отчет).

Источник: https://ru.freepik.com

Маска как символ преображения

Маска в большинстве культур — это не только скрытие лица, но и приглашение иной сущности войти в тело. Или, наоборот, способ пройти в другую реальность, не показывая своей истинной сути — а вы думаете, шаманы надевают на себя кучу побрякушек и закрывают лицо просто из любви к искусству и народным промыслам? Как бы не так!

Надеть звериную маску на сакральном обряде — значит попытаться стать тем, кто сильнее, смелее или хитрее. Жрецы и служители культов в различных ситуациях (в том числе, в моменты инициации молодых или при отпевании умерших) надевали шкуры животных, чтобы обрести их выносливость или ловкость, смелость или отвагу. Словом, новая личина — это не просто декорация, а проводник в другое состояние. И, понимая это, мы, конечно же, можем выбирать, какие новые качества мы можем получить, когда это необходимо.

Вывернутая одежда — знак перехода

Особое значение имеет одежда, надетая наизнанку. Почему наши бабушки обязательно проводили шлепанья по попе, если мы надевали рубашку шиворот-навыворот? Потому что в этот момент человек неосознанно и случайно «вывернулся» в другой мир, на другую сторону.

Стал не тем, кем был, как будто случайно перешел за грань, за которую в обычной жизни совать нос не стоит. И этот хлопок одной ладонью по филейной части нежного организма, сам жест — это возвращение в реальность, своего рода перезагрузка. Именно поэтому мы по привычке продолжает делать ровно то же самое, правда? Культурные мифы прорастают в нас очень глубоко, просто мы об этом не знаем.

Источник: Pinterest

Маскарад и карнавал: ритуалы смены сущности

А взять веселый и шумный маскарад, который вроде как игра? Это же не просто развлечение, а возможность примерить на себя другую роль, временно стать кем-то иным. Коза, медведь, волк — популярные персонажи масленичных гуляний. Почему? Потому что каждый зверь символизировал архетипическую силу.

Коза — плодородие и задорный нрав, медведь — силу, волк — хитрость и смекалку. А давайте еще вспомним про Лису Патрикеевну, а есть еще Петушок Золотой Гребешок. И Щука, которая исполняет желания. Там целый зоопарк можно подобрать — и каждого персонажа разглядывать отдельно, что очень интересно само по себе.

Источник: Фонтанка

Масленичные ряженые: не просто забава

На Масленицу в деревнях надевали наизнанку шубы и ряженые ходили по домам, устраивая «представления». И мы снова видим это надевание наизнанку — такое поведение позволяет значит провоцировать мир на перемены, взывать к обновлению через хаос. Этот ритуал был не столько шуткой, сколько магическим актом: через перевоплощение вызывались силы для обновления и очищения.

Вспомним, все подобные игрища приходятся на главные астрономические точки (зимнее и летнее солнцестояние, например). И такие вот песни с плясками — проверка границ между мирами. Их перепрошивка, переустановка. В такие моменты позволялось шутить над всем святым, потому что это был особый, переходный момент — время, когда старая энергия уходит, а новая еще не оформилась. Здесь-то и проявляется истинная суть оборотничества: стать другим, чтобы освободиться от привычного и перейти в новое состояние.

А вот кто возвращается в реальный мир, сняв маску и стерев грим — это, конечно, отдельный вопрос. Не случайно, кстати, актеров и прочих лицедеев долго считали прислужниками темных сил — они-то постоянно вынуждены притворяться не тем, кем являются, жить чужую жизнь. Их и хоронили даже за пределами основных кладбищ — чтобы, так сказать, не смущали почтенных горожан и после той самой черты.

Источник: Freepik.com

Оборотничество в повседневной жизни

Мы не замечаем, как сами становимся оборотнями каждый день: надеваем деловой костюм, чтобы превратиться в уверенного профессионала, натягиваем спортивную форму, чтобы переключиться на физическую активность, или подбираем наряд на свидание, чтобы подчеркнуть свою привлекательность. Эти мелкие акты — наши современные ритуалы смены сущности.

Пятак под пятку перед экзаменом мы складываем, чтобы обрести уверенность и стабильность. Невеста надевает на свадьбу ношеную вещь от счастливой женщины, чтобы перенять ее удачу в браке. У каждого из нас есть свое счастливое кольцо или удачливый свитер, верно?

И, зная теперь все это, возможно, нам стоит помнить об особом способе стать чуть лучше, сильнее и смелее, когда в очередной раз придется столкнуться с трудностями — и обернуться тем, кто справится. А потом, глядишь, и стать таким персонажем на самом деле.

Оксана Файрклоуг