
В разговоре с «Мелом» она сообщила, что в таких ситуациях нужно понимать, какая именно деятельность влияет на самые значимые изменения психики и личности. И такая ведущая деятельность в каждом возрасте своя.
7−11 лет
На этом этапе важно поддерживать мотивацию школьника к обучению. Она по естественным причинам может снижаться из-за проблем с некоторыми предметами и большой нагрузки.
Видеоигры могут тоже служить обучающим процессом, в котором приобретаются новые знания и навыки, подчеркнула психолог. Она заметила, что порой дети гордятся своими достижениями в игре, считают их серьезными.
Юлия Переправина подчеркнула, что интерес к получению новых знаний будет поддерживаться при ряде условий:
- наличии физической активности и режима (это крайне важно для функционирования головного мозга)
- разнообразии досуга в жизни ребенка (родители должны предлагать альтернативу видеоиграм)
- балансе отдыха и учебы
- отсутствии негативных внешних факторов (например, трудностей адаптации в школьном коллективе)
В этом возрасте мотивацию к учебе можно поддерживать за счет обсуждения с ребенком сложных тем (непонятная информация может автоматически стать неинтересной); дополнительных источников с интерактивным материалом, лекториями и экскурсиями, адаптирующими сложные темы для детей; совместной работы или личного примера родителя.
12−15 лет
В младшем подростковом возрасте ведущей деятельностью становится общение со сверстниками и самопознание. Для старшего подросткового возраста (15−17 лет) характерно предварительное профессиональное самоопределение.
В 12−15 лет большинство детей интересуются прежде всего общением с ровесниками. Это одна из причин, по которой видеоигры привлекают подростков (переписка во время игры, сравнение достижений). Слишком глубоко в мир видеоигр ребенок может погрузиться из-за трудностей в общении в реальном мире, жизненных и учебных проблем (например, в игре ребенок успешен, а в школе — нет), сложностей в понимании себя, приводящих к абсолютному отсутствию мотивации к учебе.

«Обнаружение причины, разговор с ребенком, совместный анализ ситуации и поиск более адаптивной и продуктивной стратегии — необходимые действия для решения проблемы чрезмерного поглощения видеоиграми», — подчеркнула эксперт.
Она отметила, что важно отличать нормативное увлечение видеоиграми и зависимость, которая уже считается серьезной проблемой. Согласно научным исследованиям (Пережогин Л. О., Федонкина А. А., 2024), отношение ребенка к видеоиграм в Интернете можно назвать зависимостью, если наблюдаются:
1. Непреодолимое желание выполнять какие-либо действия, связанные с видеоиграми.
2. Неспособность школьника контролировать свое поведение в процессе.
3. Состояние отмены (явный физический и психологический дискомфорт) без видеоигр.
4. Увеличение времени, которое он проводит за видеоиграми.
5. Поглощенность действиями, которые происходят в видеоигре и Интернете, в ущерб физической и учебной активности.
6. Продолжение такого поведения, несмотря на очевидные негативные последствия.
Если у школьника наблюдается зависимость от видеоигр, нужно обратиться за консультацией к психологу. С его помощью ребенок может лучше понять себя, изменить стиль своих мыслей, влияющих на отношение к видеоиграм, развить навыки общения и планирования.