
Чтобы не купить подделку, у продавца лучше на всякий случай потребовать сертификат соответствия и другие документы, подтверждающие подлинность товара. Адвокат Екатерина Лебедева пояснила aif.ru, что делать, если контрафакт вы все-таки приобрели.
«Первым делом зафиксируйте факт обмана — сделайте детальные фотографии и видео товара, упаковки, этикеток, бирок, — советует она. — Не забудьте сделать скриншоты страницы товара и сайта маркетплейса, где видно, что вы заказывали оригинальную вещь, а не “аналог” или “продукт от партнера”. Кроме того, парфюмерия, брендовая одежда, шубы и другие товары подлежат обязательной маркировке, и если сканирование через программу “Честный знак” ничего не выдает, перед вами подделка. После этого напишите претензию продавцу через личный кабинет на самой площадке. Четко изложите суть проблемы, приложите доказательства и потребуйте вернуть деньги. Обязательно сохраните номер заказа и всю переписку».
Если продавец проигнорировал вашу претензию, ответил отказом или просто исчез, следующая инстанция — это сам маркетплейс. По словам Лебедевой, сегодня такие площадки несут солидарную ответственность с продавцом. Напишите в службу поддержки, приложите все те же доказательства и копию переписки с селлером. Крупные площадки, дорожащие репутацией, часто идут навстречу и возвращают средства, а затем блокируют недобросовестных продавцов.
«Если же и это не сработало, обращайтесь с жалобой в Роспотребнадзор, — говорит эксперт. — Жалобу можно подать лично или письмом. В крайнем случае можно обратиться в суд. Иски о защите прав потребителей освобождаются от уплаты госпошлины, если сумма требований не превышает 1 млн руб., а суд часто встает на сторону покупателя, дополнительно взыскивая с продавца неустойку и штраф».
