
Петербургский храм Спас на Крови действительно построен на крови императора Александра II, убитого террористами 1 (13) марта 1881 года. В императора были брошены две бомбы. Одна взорвалась возле кареты, и ее осколки даже не ранили царя, убив несколько слуг. Но император не счел нужным бежать. Он остался на месте и стал интересоваться состоянием раненых. Вторая бомба, взорвавшаяся у его ног, смертельно ранила самодержца — его увезли в Зимний дворец, где он умер.
У храма было три создателя
Уже на следующий день — 14 марта на заседании Городской думы Санкт-Петербурга депутаты просили нового императора Александра III разрешения поставить на месте покушения часовню. «Надо бы не часовню. Надо бы храм поставить», — ответил император.
Часовня по проекту архитектора Леонтия Бенуа действительно появилась на набережной, но простояла только два года.
Был объявлен конкурс на проект храма. Из 26 предложенных чертежей комиссия выбрала работу комиссия выбрала 8 лучших, но ни одна из них не понравилась царю. Второй конкурс тоже окончился ничем.
И только 11 июля 1883 года император одобрил проект, созданный архитектором, мастером эклектики в русском стиле Альфредом Парландом и архимандритом Игнатием (Малышевым) — настоятелем петербургской Троице-Сергиевой обители и ближайшим учеником святого Игнатия Брянчанинова. Он окончил Академию художеств. Куратором проекта стал знаменитый на всю Россию архитектор тайный советник Давид Гримм.

Главный архитектор храма не был русским
Главный архитектор храма Спаса на Крови Альфред Парланд действительно не имел ни капли русской крови. Его отец Джон был шотландцем, обучавшим императора Павла I английскому языку, а мать — Мария Хельман была уроженкой Штутгарта.
Кроме храма Спаса на Крови, Парланд спроектировал и другие жемчужины русского зодчества XIX века.
храм Покрова Богородицы в селе Покровка под Новгородом,
храм Николая Чудотворца в Николо-Ярдревичах под Смоленском,
храм Успения Богородицы в Опочке под Псковом,
храм во имя Косьмы и Дамиана в Сычевке под Смоленском,
часовню во имя благоверного князя Александра Невского в Тобольске,
замок Шереметева в Юрьево под Нижним Новгородом,
особняк Глушковой в Санкт-Петербурге.
Вот вам и иностранец!
Проект Спаса на Крови стал собирательным образом русского храмового зодчества. Самое большое влияние на архитектора оказал собор Василия Блаженного.
Место для храма Спаса на Крови было «неудачным»
Да собственно, весь город был построен на очень сложном месте — на болотах. И место на набережной канала Грибоедова рядом с Конюшенной площадью и Михайловским садом исключением не было.
Главной проблемой стали неустойчивый грунт и высокие грунтовые воды.
Поэтому для строительства фундамента использовали самые передовые технологии. Была создана сложная система дренажа, предусматривающая не только дренажные трубы, но и насосы, откачивающие воду.
В некоторых местах грунт пришлось замораживать, чтобы иметь возможность произвести строительные работы — это было новой технологией.
Фундамент делали свайный с опорой здания на ростверки. Всего под храмом было забито 2 000 свай. В некоторых случаях при строительстве фундамента применялся бетон — это тоже было инновацией. Всё это демонстрировало новый уровень инженерного мастерства русских строителей.
В Спасе на Крови есть кровь Александра II
По задумке Александра Парланда место покушения на императора Александра II должно было оказаться внутри собора. Так как царь был убит практически у решетки канала, Парланду пришлось вынести колокольню Спаса-на Крови на 10 метров в русло Грибоедовского канала.
В западной части Спаса на Крови до сих пор сохранилась сень — памятное место. Под ней находиться фрагмент решетки и камни мостовой, залитые кровью императора. Храм действительно стоит на крови.

Спас на Крови отделывали 10 лет
Храм Спас на Крови строили 24 года. На 10 лет освящение храма задержала отделка храма, состоявшая из уникальной мозаики золотой смальтой — кантарели. Над украшением убранства работали 30 мастеров-мозаичистов. Искусствоведы отмечают широкий спектр цветовой гаммы мозаики и ее удивительное качество. Из мозаики были созданы 308 кион общей площадью 6560 квадратных метров.
Кроме мозаики, изнутри и снаружи Спас на Крови был отделан майоликой — керамической плиткой, расписанной вручную и повторно обожженной. Ее особенностью стали яркие цвета и четкий узор. Сочетание эмали и позолоты создало неповторимый и живописный образ здания.
Между прочим, когда в советское время в 1968 году аналогичную майолику на ограде Михайловского парка стали реставрировать, советские специалисты смогли воссоздать только 25 изразцов с пятью видами орнамента. Примером для реставраторов служила майолика Спаса на Крови. А во время реставрации самого храма возникли большие сложности с восстановлением изразцов и глазурованной черепицы на куполах Спаса на Крови. Технология была утеряна.
Реставрация храма шла 27 лет.
Кроме мозаики и майолики в отделке Спаса на Крови использовались позолоченная медь, гранит и итальянский мрамор. 9 куполов Спаса украшены эмалью и золочением. Площадь эмали на куполах составляет 1000 квадратных метров.
Над головами прихожан Спаса на Крови висела бомба
На самом деле не бомба — снаряд. Во время Великой Отечественной войны он пробил один из куполов и застрял в перекрытии, не разорвавшись. Его нашли только в 1961 году. Чтобы его обезвредить, бригаде взрывотехников пришлось разобрать перекрытия, осторожно вынимать снаряд и спускать его вниз по специально построенным лесам. В результате этого было утрачено несколько квадратных метров мозаики иконы «Пантакратор» («Вседержитель»), созданной по эскизам иконописца Николая Харламова.
Если бы рвануло, мало бы не показалось — это был фугас весом в 150 килограммов. Но Бог милостив — отвел.
В Спасе на Крови зашифрованы даты жизни Александра II
Действительно, параметры храма Спаса на Крови должны были напомнить о том, в честь кого этот храм был возведен. Высота собора в 81 метр была призвана напомнить прихожанам и паломникам о годе смерти императора Александра II — 1881. А следующий по по высоте купол достигал высоты в 63 метра — это был возраст, в котором Александр II погиб.
На колокольне Спаса на Крови изображено 134 герба российских городов, а самый большой колокол весил 1010 пудов (1 пуд — 16 килограммов). Кресты на куполах являлись еще и громоотводами. Кстати, их система прекрасно сработала в 1961 году, когда в Спас на Крови попала молния.
Искусствоведы считают, что в облике храма создатели зашифровали главный посыл христианства: облик небесного Иерусалима — горнего города, который придет на смену этому миру.
Спас на крови связал трех императоров
Собственно, 18 октября 1883 года в присутствии императора Александра III на набережной была заложена бронзовая доска, сделанная по чертежам архимандрита Игнатия. Храм на месте гибели императора Александра II строился долго и был освящен только в 1907 году в честь Воскресения Христова.
Примечательно, что на освящении присутствовал сын Александра III и внук Александра II — император Николай II. Так храм связал три поколения российских императоров — деда, сына и внука.
Большевики планировали разобрать храм в 1941 году, но планам помешала война. Во время блокады, храм был складом, затем — моргом, после войны стал складом для декораций Малого театра. Сейчас Спас на Крови — действующий храм и музей. Гости Петербурга до сих пор приходят сюда не только полюбоваться на его красоту, но и почтить память убитого императора.
