
Что происходит в школах и какие отчеты заставляют заполнять учителей
«Объем отчетности достиг критической отметки, превратив педагогов из наставников в клерков», — считает депутат Борис Чернышов. Исследование, проведенное его командой среди 3000 учителей из 75 регионов, показало, что для половины опрошенных бюрократия стала проблемой № 1, обогнав даже традиционно низкие зарплаты. Парламентарий уже занялся подготовкой срочных предложений в Минпросвещения по радикальному сокращению бумажной работы.
Еженедельно педагоги тратят от 8 до 10 часов на заполнение планов, справок и организацию внеклассных мероприятий. Это целый рабочий день, который мог бы быть посвящен подготовке к урокам или индивидуальной работе с учениками. Тревогу бьют не только политики. Исследование Института образования НИУ ВШЭ подтверждает, что 64% педагогов жалуются на избыток документации.
«Пока коллеги по физкультуре или ИЗО после звонка могут спокойно идти домой, мой день только начинается. Помимо тонны общих отчетов, я должна детально расписывать каждый анализ стихотворения, каждое сочинение, каждую творческую работу. Это не проверка тетрадей — это администрирование процесса. Нужно не просто прочитать эссе о “Преступлении и наказании”, а составить таблицу: кто какую проблему раскрыл, какие аргументы привел, соответствие критериям. На это уходит до 10 часов в неделю», — рассказала ВФокусе Mail преподавательница по русскому языку и литературы из Рассказовки Мария Беляева. По ее словам, эта бюрократия выжимает из нее все силы, не оставляя их на самое важное — на живую литературу и самих учеников. Доплаты за бумажную работу не перекрывают ощущение потерянного времени впустую.
Комментарий председателя профсоюза учителей
Председатель профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков рассказал, что для него, как профсоюзного активиста, этот вопрос имеет особое измерение. Он напомнил, что на протяжении десяти лет в различных школах, где ему довелось работать в качестве преподавателя истории и обществования, систематически создавались профсоюзные ячейки, которые доказывали свою эффективность в противодействии не только административному давлению, но и постоянно растущему потоку бессмысленной отчетности, отнимающей у учителей время и силы.
«Моя личная профессиональная позиция заключается в последовательном отстаивании права не заполнять избыточные документы, — подчеркнул Казаков. — И этот принципиальный подход, который разделяют многие мои коллеги, оказывается успешным в первую очередь благодаря солидарности и правовой поддержке независимого профсоюза “Учитель”, без которого директора часто просто не прислушиваются к голосам рядовых педагогов».
Эксперт раскритиковал укоренившуюся практику, когда абсурдные отчеты создаются по личной инициативе администрации образовательных учреждений. «Анализ множества случаев показывает, что зачастую заполнение того или иного отчета связано с тем, что директор хочет просто наказать учителей за то, что они что-то не сделали, — констатировал Казаков. — Это становится формой демонстрации власти, а не реальной рабочей необходимостью».
В качестве показательного примера он привел ситуацию двухлетней давности в одной из школ Нижегородской области. После того как педагоги вежливо отказались от участия в дополнительном внеучебном мероприятии, администрация в качестве ответной меры обязала их заполнить сложнейший Excel-файл, содержащий около 300 различных параметров и позиций для описания воспитательной работы.
«Самое абсурдное, — вспоминает Казаков, — что при ближайшем рассмотрении оказалось: этот многостраничный документ был просто скачан из интернета, причем на последнем листе остались следы его происхождения из какого-то колледжа Татарстана. То есть нас заставляли выполнять работу, не имеющую никакого отношения к нашей деятельности».
Председатель профсоюза отметил, что хотя повсеместное дублирование электронных журналов в бумажные форматы постепенно сходит на нет, на смену этой проблеме пришла другая, не менее серьезная. Сегодня учителей все чаще обязывают вести параллельно несколько электронных систем учета — например, обязательный официальный МЭШ и более удобный, по мнению педагогов, «Элжур», что приводит к двойной работе и постоянному стрессу.
«Вместо того, чтобы заниматься творческой подготовкой к урокам, проводить глубокую методическую работу, вдумчиво проверять домашние задания и разрабатывать новые подходы к обучению, тебе приходится тратить драгоценные часы на всякую ерунду, вроде заполнения очередного журнала инструктажа или бессмысленных статистических форм, — заключил он. — Это прямой путь к профессиональному выгоранию и обеднению содержания самого образования».
Исторически пример диверсии под видом бумажной работы
В связи с происходящим можно вспомнить историю британского разведчика Кима Филби, который работал на СССР. Чем он занимался? Буквально — убивал желание английских спецслужб вредить Советскому Союзу. Будучи заместителем начальника британской контрразведки и курируя девятый отдел, он увеличивал бумажную работу и заставлял сотрудников писать ненужные справки.
«Когда мои сотрудники начинали вести активную деятельность, вербовать агентуру, выявлять резидентов, я заваливал их никому не нужной бумажной рутиной, и их активность очень быстро сводилась на нет. Я горжусь тем, что лично разработал и ввел несколько новых форм отчётов», — писал Ким Филби в своих мемуарах.
Подробнее о Киме Филби можно почитать здесь.

