
Как пишет «Сберегаем вместе», раньше, до середины XX века, у ученых не было единых правил проведения медицинских исследований. Ситуация изменилась после трагедии с талидомидом — седативным препаратом, который назначали от токсикоза. Он привел к тысячам аномалий у новорожденных.
Из-за этого в 1962 году в США производителей обязали доказывать безопасность и эффективность препаратов с помощью контролируемых клинических исследований.
Затем в 1977 году там же женщинам детородного возраста запретили участвовать в клинических исследованиях фазы I (проверка безопасности препарата) и II (когда выясняют, помогает ли лекарство избавиться от конкретного заболевания). Отменили это ограничение лишь в 1993 году.
Кроме того, женщин исключают из клинических испытаний из-за гормональных колебаний. Так, наблюдение за эффективностью препаратов в разные фазы менструального цикла требует больше денег и ресурсов.
В Европе до 1990-х годов лекарства также чаще всего испытывали на мужчинах. Нередко компании ориентировались на правила США, поскольку хотели выйти на международный рынок. Организации, которые подняли вопрос необходимости включать в исследования больше женщин, появились позднее.
В итоге между участниками и участницами клинических испытаний появился дисбаланс. Так, несмотря на то, что в тестированиях лекарств, которые проводились в США с 1995 по 1999 год, доля женщин колебалась от 42 до 55%, они составляли менее половины участников в исследованиях лекарств от онкологических заболеваний, ВИЧ, болезней сердца и почек. А исследования 2006−2007 годов показали, что на женщин приходится лишь 30,6% участников клинических исследований в США. За 2016−2019 годы показатель увеличился до 41,2%.
Таким образом, наука десятилетиями не учитывала влияние препаратов на организм женщин. Их постоянное исключение из клинических исследований способствовало появлению пробелов в сфере женского здоровья и привело к определенным последствиям. Например, представительницам прекрасного пола зачастую назначают слишком большие дозы лекарств, потому что дозировки препаратов рассчитываются на основе исследований, проведенных в основном на мужчинах.
Кроме того, женщины чаще сталкиваются с побочными эффектами. Так, литий с большей вероятностью вызывает у них нарушения работы щитовидной железы, чем у мужчин. Кроме того, нейтропения — редкий, но опасный побочный эффект препарата клозапин — тоже чаще возникает у прекрасной половины человечества. Это явление представляет собой снижение уровня нейтрофилов, из-за чего организм становится уязвимым к инфекциям.