
В 2025 году мы станем свидетелями перехода к новой модели обучения, которая обещает стать более адаптированной к потребностям национального рынка труда. Мы попросили экспертов рассказать, что происходит в сфере высшего образования и что ожидать российским студентам в связи с выходом из Болонской системы образования.
Что такое Болонская система образования: суть и уровни
Болонская система была разработана по инициативе европейских стран, чтоб реформировать высшее образование. По сути это свод правил, которым должны следовать университеты, включенные в систему (1).
Европейская образовательная концепция дает возможность сотрудничать учебным заведениям в разных точках мира, а студентам и преподавателям — получать лучшее обучение. Кроме того, эта система увеличивает доступность высшего образования, повышает его привлекательность и конкурентоспособность не только в Европе, но и во всем мире (2).
Структура высшего образования в рамках Болонской системы состоит из трех ступеней.
1. Бакалавриат. Срок обучения 3—4 года. На этом уровне студенты получают базовые знания и навыки.
2. Магистратура. Длительность обучения 1—2 года после бакалавриата. В этот период студенты углубляют знания в определенной области.
3. Докторантура. Этот уровень высшего образования для тех, кто намерен заниматься научной деятельностью.
Такая последовательность обучения позволяет студентам гибко выбирать специализацию, развивать профессиональные навыки, которые востребованы на рынке труда.
Принципы Болонской системы
Принципы Болонской системы нацелены на создание единого европейского пространства высшего образования, продвижение по всему миру и повышение международной конкурентоспособности. Болонская декларация содержит шесть основных положений:
1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе путем введения приложения к диплому. Это дает возможность трудоустраиваться гражданам Европы и повышает конкурентоспособность европейской системы высшего образования на международном уровне.
2. Внедрение трехуровневой системы образования: бакалавриат — магистратура — докторантура.
3. Введение такой кредитной системы, которая способствует масштабной студенческой мобильности и обеспечивает учащемуся право выбирать изучаемые дисциплины.
4. Развитие студенческой мобильности. Повышение мобильности преподавательского и другого персонала. Установление стандартов для транснационального образования.
5. Содействие европейскому сотрудничеству для разработки сопоставимых критериев и методологий обучения.
6. Продвижение европейских перспектив в высшем образовании. Особенно в области разработки учебных программ, межведомственного сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, практического обучения и исследований.
Плюсы и минусы Болонской системы
Широкое распространение Болонского процесса объясняется его нацеленностью на защиту и распространение высшего образования. Но наряду с положительными сторонами эта система образования имеет и свои минусы (3).
Плюсы | Минусы |
Доступность высшего образования | Российские дипломы для работы в Европе требуют дополнительного признания |
Возможность для студентов и для преподавателей переводиться в другие вузы | Количество часов и дисциплин в российских и европейских вузах может не совпадать. При переводе от студента могут потребовать сдать дополнительные экзамены |
Мобильность студентов и преподавателей | Может приводить к оттоку специалистов за рубеж |
Возможность студентов самостоятельно составлять учебный план | Может приводить к отсутствию системности в образовании |
Возможность учиться на бакалавриате по одной специальности, а в магистратуре перейти на обучение по другой | При изменении специальности в магистратуре студент пропускает изучение основ профессии |
Помощь в трудоустройстве по окончании вуза | Ставка заработной платы для бакалавров может быть ниже по сравнению со ставками для магистров |
Эксперт Александр Белобородов, кандидат психологических наук, доцент, заместитель руководителя отдела развития НИУ «МЭИ», рассказал, что еще до исключения России из Болонского процесса, к международной системе высшего образования в нашей стране была масса претензий со стороны работодателей. Они отмечали, что четырехлетнего образования недостаточно для полноценного формирования профессиональных компетенций у студентов по многим направлениям бакалавриата.
Также работодатели указывали на малое время для практик и отсутствие у бакалавров определенной квалификации по окончании вуза. Так, в школе установлены конкретные ставки учителя истории или математики, а не бакалавра педагогического образования, на электростанции — ставка инженера-электроэнергетика, а не бакалавра инженерного образования
Кроме того, эксперт отметил, что в новой модели высшего образования в России основные претензии к Болонской двухуровневой системе будут устранены. Вместо нее планируется внедрить уникальную модель, которая учтет национальные интересы и потребности рынка труда. Это может включать более длительные программы обучения и акцент на практическую подготовку студентов.
Присоединение России к странам Болонского процесса

Болонский процесс назван в честь Болонского университета, где в 1999 году министры образования 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию.
Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. На сегодняшний день в него входят 46 стран, включая:
- Австрию;
- Германию;
- Италию;
- Испанию;
- Францию;
- Нидерланды;
- Швецию;
- Польшу и др.
Но с 2022 года Россия начала процесс выхода из Болонской системы.
Почему Россия отказалась от Болонской системы высшего образования
Наш эксперт Александр Белобородов объяснил, что Россия не отказывалась от Болонской системы высшего образования. Но 11 апреля 2022 года Болонская группа объявила свое решение о том, что прекращает представительство нашей страны во всех структурах Болонского процесса. В итоге три года назад российские вузы автоматически были из него исключены.
Позднее, в мае 2022 года министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков заявил, что Россия окончательно отказывается от Болонской системы и переходит на свою собственную модель.
В относительно законченном виде новый формат обучения в России был представлен на стратегической сессии с ректорами российских вузов в начале 2025 года.
Последствия выхода России из Болонской системы

Как рассказал Михаил Хончев, кандидат экономических наук, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, выход из Болонской системы не окажет никакого влияния на большинство студентов. Все, что могло случиться, случилось еще в 2022 году, когда немногие российские учащиеся, обучавшиеся по программам академической мобильности в зарубежных вузах, вернулись на родину.
Новая система образования заменит направления подготовки (с их множеством профилей) на специальности, сохраняющие возможность профилизации.
Выход России из Болонского процесса приведет к нескольким последствиям:
1. Бакалавриат будет упразднен как самостоятельная ступень обучения.
2. Вузовское образование вернется к системе специалитета, которая основана на советских традициях.
3. Снизится мобильность студентов и преподавателей между вузами.
Александр Белобородов, рассказывая о перспективах вузовского образования, сравнил новую модель с модернизированным вариантом позднесоветского специалитета:
— Бакалавриат окончательно исчезнет из российских вузов с 1 сентября 2027 года. На смену ему в вузы вернется пятилетний специалитет (он может быть сроком от 4 до 6 лет, в зависимости от направления обучения, но базовый — пятилетний). Специалитет, в отличие от прежнего бакалавриата, будет называться «высшим образованием». Это очень важно: не первой ступенью, как при Болонской системе, а именно высшим образованием, как это было в советской модели, — уточнил эксперт.
Какая образовательная система будет в России
Михаил Хончев рассказал, что в стране формируется двухуровневая система, которая включает высшее и специализированное высшее образование.
Высшее образование в новой модели соответствует сегодняшним бакалавриату и специалитету. В зависимости от выбранной специальности срок обучения составит от 4 до 6 лет.
Специализированное высшее образование остается с тем же названием — магистратура, с продолжительностью обучения от 1 года до 2 лет.
Еще один уровень — аспирантура, обучение в которой сейчас реализуется в формате «Подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре».
Александр Белобородов добавил, что после получения диплома выпускник вуза сможет продолжить обучение на второй ступени высшего образования — специализированное высшее образование (СПВО). Его главное отличие от нынешней магистратуры — вариативность в продолжительности обучения.
Если в магистратуре надо было учиться два года, то специализированное высшее образование будет рассчитано на один-два года.
Кроме этого, обсуждается вариант поступления на программы СПВО не сразу после получения диплома специалиста, а после работы по профессии. В зависимости от вуза и программы обучения, в СПВО будет четыре различных образовательных трека. Так, для поступления на педагогический или управленческий трек можно будет иметь любой диплом специалиста.
Для исследовательского или профессионального специализированного высшего образования нужно будет иметь диплом только соответствующего профиля специалиста.
Аспирантура будет отдельным видом профессионального обучения.
В отличие от Болонской системы, поступить в аспирантуру можно будет сразу после пятилетнего специалитета. Ранее для этого требовалось обучение в магистратуре.
Окончательный перечень направлений специалитета, сроков обучения и содержания новых программ высшего образования будет представлен в марте будущего года.
Мнение экспертов

По словам эксперта Александра Белобородова, отказ от Болонской системы высшего образования и переход на новую модель отразится на уровне подготовки будущих специалистов самым положительным образом.
За счет дополнительного года обучения значительно вырастет его практикоориентированность. В учебной программе специалитета доля практики (в сравнении с бакалавриатом) вырастет на 30%. Это сделает будущего специалиста в большей степени готовым для работы. Работодателям и выпускникам не нужно будет вкладывать дополнительные средства в дообучение молодых специалистов.
Кроме этого, работодатели получат возможность оперативно влиять на содержание учебных программ специалитета, для того, чтобы выпускники вузов были готовы к постоянно изменяющимся профессиональным требованиям к новым профессиям.
Говоря о перспективах вузовского образования, эксперт Михаил Хончев уточнил:
— Остается специализированное высшее образование с тем же названием — магистратура. Среди прочего это обусловлено тем, что с момента перехода к Болонской системе в стране подготовлено большое количество бакалавров. При этом работодатели в последнее время все чаще требуют диплом об окончании магистратуры, поскольку считают бакалавриат аналогом неполного высшего образования.
Главное о Болонской системе образования в 2025 году
Итак, в ближайшем будущем система высшего образования изменится. С 1 сентября 2027 года российские вузы окончательно откажутся от программ Болонской системы и перейдут к новой модели высшего образования. Отметим наиболее важные моменты на этом пути.
1. Принципы Болонской системы имеют как неоспоримые преимущества для студентов и преподавателей, так и недостатки.
2. Выход из Болонской системы связан с прекращением в ней представительства Российской Федерации.
3. Выход из международной системы образования приведет к упразднению бакалавриата и возвращению специалитета.
4. Образовательные программы будут адаптированы под потребности рынка труда.
5. Новая система образования должна исходить из приоритета качества и опираться на традиции, которые сформировались на предыдущих этапах развития.
Будущее российской образовательной системы зависит от того, насколько успешно будут реализованы изменения и насколько они будут соответствовать требованиям времени и общества.
Список источников
1. The Bologna Process and the European Higher Education Area. European Education Area.
2. Вяземский Е., Евладова Е. Болонский процесс как построение единого образовательного пространства стран Европы. Проблемы современного образования. 2011.
3. Глава Минобрнауки России предложил выйти из парадигмы слепого копирования чужого опыта. Министерство науки и высшего образования РФ. 2022.
Эксперты:
Михаил Хончев, кандидат экономических наук, доцент Финансового университета при Правительстве РФ
Александр Белобородов, кандидат психологических наук, доцент, заместитель руководителя отдела развития НИУ МЭИ