
Мягкая отсрочка
На сессии Госдумы 14 октября первый вице-премьер России Денис Мантуров заверил, что новые правила утильсбора не создадут проблем для населения, особенно для тех, чьи автомобили зависли на таможне или в транзите. Он поручил главе Минпромторга Антону Алиханову оперативно подготовить предложения по отсрочке на месяц, до 1 декабря, в ответ на обращение «Деловой России». Представители бизнеса жаловались на срывы сроков доставки уже оплаченных машин, купленных по старым льготам до анонса реформы в сентябре. По данным ведомства, ажиотажный спрос вызвал очереди на погранпунктах.
С декабря 2025 года утильсбор будет привязан к мощности двигателя вместо устаревшего расчета по объему. Система предусматривает базовую ставку в зависимости от типа и объема ДВС и прогрессивный коэффициент, растущий с увеличением лошадиных сил. Реформа призвана устранить рыночные перекосы — в 2024 году до 30% ввозимых автомобилей не имели гарантий. Авторы инициативы утверждают, что нововведения позволят повысить прозрачность и поддержать местных производителей.
В связи с этим средняя стоимость автомобиля в диапазоне 1,5−2 млн рублей может вырасти на 5−10% для моделей мощнее 160 л.с., что ударит по карману среднего класса, который составляет основную массу покупателей на российском авторынке.
Например, Toyota RAV4 с двигателем 2,5 л (199 л.с.), которая сейчас стоит 3,5−4 млн рублей, подорожает на 1−1,5 млн рублей и будет стоить 4,5−5,5 млн рублей. Для премиального сегмента рост окажется еще существеннее: BMW X5 с двигателем 3 л (250+ л.с.) прибавит в цене около 2 млн рублей, достигнув 8−10 млн рублей. Особенно сильно изменения ударят по электромобилям: для модели Zeekr 001 (536 л.с.) утильсбор вырастет с текущих 667 тысяч до 1,5−2 млн рублей, что увеличит конечную стоимость автомобиля на 800 тысяч — 1 млн рублей.
Альтернативные предложения
Директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков считает, что необходимо полностью изменить методику регулирования, отказавшись от запретительной планки в 160 лошадиных сил для частного ввоза.
«Введение срочных мер не устранит системные проблемы, а лишь создаст иллюзию реагирования, — подчеркнул Целиков. — Фраза о многокилометровых пробках на границах, по моему пониманию, используется чисто для хайпа. Покажите мне эти многокилометровые пробки. Кто-то написал эту фразу, и ее дальше тиражируют».
В качестве возможной альтернативы эксперт предложил либо увеличить базовые ставки до 34 000 и 55 000 рублей соответственно, либо внедрить прогрессивную шкалу, привязанную к мощности двигателя. Он подчеркнул, что резкий порог в 160 лошадиных сил искусственно искажает рынок и не соответствует современным реалиям автомобильной отрасли.
По его мнению, существующая система нуждается в кардинальном пересмотре, поскольку текущие нормативы не учитывают реальную структуру спроса и предложения на автомобильном рынке. Особое внимание он уделил необходимости создания гибкого механизма налогообложения, который бы стимулировал импорт экологичных и экономичных транспортных средств.
«Необходимо различать частный ввоз автомобилей для личного использования с ограничением на перепродажу и действительно противоправные схемы. Если называть легальную деятельность “серым импортом”, это дискредитирует саму суть регулирования», — добавил он.
По словам эксперта, пока что сложно понять логику подготовки к грядущим изменениям, так как бизнесу и гражданам предлагают адаптироваться к правилам, которые еще не обрели четких контуров и могут быть кардинально пересмотрены.
