8 ролей Олега Меньшикова, которые изменили его судьбу

В жизни каждого человека есть моменты, когда решается его судьба. В жизни актера это его роли. Даже если ты Олег Меньшиков. Одна неудачная роль в начале карьеры — и ты на обочине. К счастью, в судьбе Олега Меньшикова проходных ролей не было. Зато были роли, которые сделали его известным и принесли актерскую удачу.

Роль первая. Костик в «Покровских воротах»

Это была первая роль Олега Меньшикова, изменившая его судьбу. Благодаря роли студента Константина Ромина студент Щукинского училища Олег Меньшиков ворвался в советский кинематограф.

Режиссер Михаил Козаков перепробовал на роль Костика множество молодых актеров. Но все они не вписывались в комедийно-лирическую тональность фильма. Меньшиков стал двадцатым претендентом, и его пробы прошли на ура. «Минуты хватило, чтобы понять: это тот, о ком мечтали!» — вспоминал сценарист картины Леонид Зорин. Меньшиков излучал молодой, весенний задор. Он играл самого себя — московского студента. Но тут было важно не только блеснуть дарованием, легкостью в произнесении реплик, но и совпасть с эпохой. Благодаря Меньшикову Костик обрел пластичность и задал фильму водевильный тон, вовлекая в свою орбиту персонажей постарше.

Любопытно, что у телезрителей фильм стал популярен лишь несколькими годами позже. Но главное, об актере Меньшикове узнал весь московский бомонд. Его заметили. В 1983 году Меньшиков сыграл эпизодическую роль в «Полетах во сне и наяву», затем — Мерзляева в фильме «Поцелуй». Позже были роли в «Полосе препятствий», в картине «Володя большой, Володя маленький», роль в фильме «Михайло Ломоносов», фильмы «Мой любимый клоун» и «По главной улице с оркестром».

Роль вторая: морской офицер Артеньев в «Моонзунде»

Телевизионный фильм, снятый по одноименному роману Валентина Пикуля, рассказывал о событиях 1917 года на Балтийском флоте. Эта роль ничем не напоминала роль Костика. Герой Олега Меньшикова — старший лейтенант Артеньев с крейсера «Новик» — становится свидетелем развала фронта и вместе с верными присяге моряками остается защищать архипелаг Моонзунд от германских войск, которые рвутся к Петрограду.

Играть пришлось среди блистательной плеяды советских актеров. Вместе с Меньшиковым на площадке работали Евгений Евстигнеев, Владимир Гостюхин, Николай Караченцов, Борис Клюев, Вия Артмане и другие звезды советского кино. Меньшиков прекрасно вписался в ансамбль мастеров.

По решению Госкино, Союза кинематографистов и Главного политического управления армии и ВМФ СССР за роль Артеньева Олегу Меньшикову была присуждена награда — серебряная медаль имени Довженко. Золотая и серебряная медали имени Довженко присуждались в СССР раз в год за создание военно-патриотических произведений и образов.

Роль третья: Калигула в театре им. Моссовета

Источник: РИА "Новости"

В 1990 году в театре имени Моссовета Олег Меньшиков играл Калигулу в одноименном спектакле, поставленном по произведению Альбера Камю. К сожалению, театр — не кино. От постановки остались лишь любительские видеосъемки и фотографии. Режиссером постановки был Петр Фоменко. За эту роль Меньшиков получил премию фестиваля «Московские сезоны», но главное не это. Главное, что благодаря этой роли он получил возможность проявить себя в европейских театрах. На постановку попала актриса из Британии Ванесса Редгрейв. Увидев Меньшикова в роли Калигулы, она пригласила его в театр «Глобус» сыграть Сергея Есенина в спектакле «Пока она танцевала», который рассказывал об отношениях поэта и танцовщицы Айседоры Дункан.

Постановка шла в Лондоне в 1991 году, позже актер еще возвращался к ней в 1994 году. За эту роль он получил в Британии премию Лоренса Оливье от Общества лондонского театра. Там же, в Лондоне, он исполнил роль шулера Ихарева в постановке по гоголевским «Игрокам».

Роль четвертая: офицер НКВД Арсентьев в «Утомленных солнцем»

Оскароносный фильм «Утомленные солнцем» режиссера Никиты Михалкова принес Олегу Меньшикову Государственную премию Российской Федерации 1995 года. Арсентьев — сложный персонаж, разочарованный в жизни, вынужденный бороться за чуждые ему идеалы, он мстит главному герою — комдиву Котову — за разрушенную жизнь и за утраченную иллюзию возможного благополучия в прошлом. Меньшиков органичен и естественен в роли отрицательного персонажа. Кроме Государственной премии он получил за роль Арсентьева премию «Зеленое яблоко — Золотой листок» за лучшую мужскую роль.

Роль пятая: прапорщик в «Кавказском пленнике»

Картина Бодрова-старшего была снята по рассказу Льва Толстого, но переложена в реалии конца XX века — во времена войны в Чечне. Меньшикову досталась драматическая роль прапорщика, волею случая прикованного к солдату-срочнику и сидящего в зиндане в плену у чеченца. Роль не только драматическая, но и трагическая — во время попытки побега герой Меньшикова погибает. За нее он получил Гран-при фестиваля «Кинотавр» за лучшую мужскую роль и еще одну Госпремию.

Роль шестая: юнкер в «Сибирском цирюльнике»

Следующую Госпремию РФ актер получил, в 38 лет блистательно сыграв 17-летнего юношу Андрея Толстого, влюбленного в американку (актриса Джулия Ормонд). По сути, эта роль стала вершиной актерского мастерства Меньшикова. Как ему почти в 40 лет удалось сыграть первую влюбленность и восторженность чувств, невинность — загадка, достойная и премии, и безусловной зрительской любви. Но сам фильм некоторые зрители критиковали, считая, что он ориентирован прежде всего на западного зрителя.

Седьмая и восьмая роли: новый формат

В XXI веке кино странным образом изменилось, окончательно отойдя от реализма в сторону сказочных и фантастических сюжетов. Из киноролей актера можно назвать лишь роль следователя Якова Гуро в фильме «Гоголь. Начало» и роль полковника Лебедева в фантастических фильмах Бондарчука «Притяжение» и «Вторжение».

В первом случае Меньшиков вытягивает фильм по Гоголю на себе, придавая ему долю зрелой мистичности, а во втором случае им можно просто полюбоваться. Выправка все та же, тот же талант. Правда, приложить его в фильме особо не к чему — роль невелика и сюжет не блещет оригинальностью. Что вы хотите — эпоха постпостмодернизма уже наступила. Лучше смотрите отснятое в XX веке и восхищайтесь мастерами старой школы.

Майя Новик