
Праздник с добрым и немного торжественным названием День защиты детей впервые прошел в планетарном масштабе 1 июня 1950 года, то есть сегодня отмечается его юбилей — все же три четверти века не шутка.
Народный праздник
Инициатива, кстати, пошла не от бюрократов в высших эшелонах власти, это была истинно народная идея: в 1949 году в Париже, на конгрессе Международной демократической федерации женщин, прозвучало предложение учредить день, когда все взрослые на планете должны перестать думать о себе — о деньгах, политике и войнах, и хотя бы на сутки задуматься о тех, кто только входит в этот суровый, сложный и прекрасный мир — о детях. Для мира, который еще не оправился от чудовищных последствий Второй Мировой войны это, конечно, имело смысл — во многих странах было огромное количество детей, оставшихся без родителей, убитых в боях — с разрушенными судьбами и непонятными перспективами.

День защиты детей в Советском Союзе
СССР, в котором тоже ощущались трагические отзвуки страшной войны, подхватил эту инициативу одним из первых. И уже через год на улицах советских городов появились плакаты с улыбающимися нарядными девочками и мальчиками, в школах прошли концерты, в пионерлагерях — праздничные линейки.
Автор идеи — американский пастор
Но, как это часто случается, сама по себе идея охраны детства зародилась еще раньше — и случилось это почти за сто лет до описываемых событий. Истинным основателем праздника можно смело считать священника Чарльза Холла Леонарда, который жил в 1822—1918 гг..
Этот светлый, мудрый и бесконечно добрый человек был не просто пастором — он был пионером педагогики, просветителем — да и просто тем, кто искренне и от всего сердца верил, что дети заслуживают особого внимания и заботы. Родившись в Нортвуде, Нью-Гэмпшир, он переехал в Хаверхилл, Массачусетс, где получил образование в Haverhill Academy и Bradford Seminary.

Противник физических наказаний детей в школе
До начала своей духовной карьеры Леонард преподавал в школе английский и греческий с латынью — и прославился тем, что активно выступал против порки нерадивых школяров розгами (за что, кстати, нередко страдал, получая суровые выговоры от владельцев учебных заведений, однако оставался непреклонным в своем стремлении отменить физические наказания). Позже он обучался в Clinton Liberal Institute в Нью-Йорке под руководством Томаса Дж. Сойера (забавно рифмуется колода истории — особенно если вспомнить книжного Тома Сойера с его школьными выходками) — все это в сумме привело его к служению в Универсалистской церкви Искупителя в Челси, Массачусетс, где он служил с 1848 по 1870 год.

День роз
И вот в 1856 году Леонард организовал специальную службу, посвященную детям, которую назвал «День роз». Это случилось после многолетних наблюдений пастора за тем, как дети бесцельно болтаются по пыльным улицам, проводя свое время в драках и частенько приворовывая в лавках — и не потому, что они родились с дурными наклонностями, а исключительно и только потому, что взрослые заняты банальным выживанием (поди прокорми огромную семью!). Ну, а воспитание детей, по большей части, сводилось к молитве перед ужином (если он был, хотя бы и скудный), да посещению церкви по воскресеньям — где взрослые банально спали, а дети хулиганили исподтишка (уместно снова вспомнить историю Тома Сойера).
О религии — просто и понятно
Леонард одним из первых придумал вести проповеди после традиционного служения нормальным человеческим языком — ему было важно достучаться до сердец плохо образованных и уставших прихожан, объяснить им, почему так важно воспитывать детей своим примером и надеяться на лучшее даже в самые темные и тяжелые времена.
Служба, посвященная детям, включала в себя крещения и благословения — а еще совместные чаепития с принесенными печеньем и бутербродами, во время которого священник старался поговорить со всеми по душам. Со временем этот день стал известен как «Цветочное воскресенье» (церковь щедро украшали не только розами, но и пионами, и простыми полевыми цветами, чтобы побудить прихожан ощутить всю красоту, хрупкость и мимолетность детства, которое так быстро проходит), а затем, со временем, переименовали в День детей.
Дальше Леонард сделал серьезную карьеру — в 1869 году он присоединился к Теологической школе Тафтса, где стал профессором гомилетики и пастырской теологии, а в 1891 году был назначен деканом высокой духовной школы, занимая эту должность до 1910 года.

Сложная судьба мужа и отца
Личная жизнь Леонарда тоже была насыщенной и не так чтобы простой и легкой. В 1848 году он женился на скромной и прелестной прихожанке своего прихода Фиби Бассет — и у них быстро появились друг за другом трое детей. После смерти жены в 1872 году он продолжал воспитывать своих детей в одиночестве, одновременно посвящая себя служению в церкви и продолжая получать дополнительное образование, да еще и преподавая — он ездил с духовными лекциями по всей стране.
Идея разошлась по США — и потом по миру
В конце концов инициатива простого пастора была благополучно подхвачена различными христианскими конфессиями по всей Америке, но официальное одобрение, и распространение, вне религий, как мы видим, получила гораздо позже, уже в ХХ веке.