
Чтение с раннего детства
«Учиться, учиться и еще раз учиться» было одним из лозунгов советской пропаганды. В СССР книгам придавали огромное значение. Дети росли в окружении домашних библиотек, регулярно посещали школьные и городские. Чтение было и остается основой интеллектуального развития. Начиная с простых романов в детстве, к совершеннолетию советские дети могли читать очень тяжелую литературу.

Занятия шахматами и математикой
Шахматы были популярной игрой, их преподавали в школах и кружках. Советская школа вообще уделяла особое внимание точным наукам. Детей учили не просто заучивать формулы, а думать, решать задачи. Для этого проводились специальные математические олимпиады и турниры по шахматам. В этих состязаниях дети решали нестандартные задачки. Лучшие из лучших занимали призовые места, таким образом и вырастали гении. Многие из них после становились успешными учеными или программистами.

Множество кружков и секций
Многие гениальные советские изобретатели, музыканты и спортсмены начинали именно в кружках. Как правило, они были бесплатными или стоили символических денег. Для создания объектов творчества в кружках детям приходилось трудиться — учить музыкальные произведения, клеить детали авиамоделей. При участии хороших учителей получалось обнаруживать настоящие детские таланты.

Самостоятельность
Советских детей не опекали чрезмерно — в семьях их учили отвечать за себя и помогать другим. С малых лет дети мыли посуду, убирались, сами ходили в школу и выполняли другие обязанности по дому. В школах детей тоже дисциплинировали и учили трудиться. Была организована работа на пришкольных участках, сбор макулатуры и металлолома. Летом детей отправляли в трудовые пионерлагеря. Вместе с отдыхом на природе они учились ответственности, работая наравне с взрослыми. В результате дети вырастали самостоятельными и дисциплинированными, что очень важно при воспитании юного гения.

Дворовые игры вместо гаджетов
Советские дети играли в командные игры, проводили много времени на улице, не зависая в телефонах и других современных гаджетах. В результате росли их физические навыки — лапта, казаки-разбойники и другие игры здорово развивали организм. Развивались и социальные навыки — дети учились договариваться, работать в команде, решать конфликты мирным путем. Даже в простых играх требовалась тактика и смекалка, изобретательность. Не удивительно, что потом из детей вырастали ученые, первооткрыватели и изобретатели.

Культ знаний
В СССР быть умным и образованным было престижно. Ученые, космонавты и изобретатели в высшей степени почитались обществом и государством. Дети мечтали о том, чтобы встать на место Королева, Сахарова или Гагарина. В семьях детей хвалили за знания, а не за полученные оценки. Ценился сам по себе интерес к науке. Государство давало возможность поступить в лучшие вузы страны детям из совершенно любой семьи. При этом образование было бесплатным.
Главный секрет советского подхода к «выращиванию гениев» — в необходимом балансе между дисциплиной и свободой творчества.
Александр Ставрин