
Вознаграждение в размере $50 млн за информацию о Мадуро
Увеличение награды вдвое за любую информацию, которая может привести к аресту Николаса Мадуро, объявленное Министерством юстиции и Госдепартаментом США, стало новым витком в давнем противостоянии Вашингтона и Каракаса. Генпрокурор США Пэм Бонди назвала Мадуро «одним из крупнейших наркоторговцев в мире», обвинив его в сотрудничестве с колумбийской группировкой FARC и венесуэльской бандой Tren de Aragua, объявленной администрацией Трампа террористической организацией. По ее словам, Управление по борьбе с наркотиками США изъяло 30 тонн кокаина, связанных с Мадуро, из которых 7 тонн напрямую приписываются ему. Эти обвинения вызывают сомнения, учитывая отсутствие публичных доказательств, подтверждающих такие масштабы.
Российский американист Малек Дудаков считает этот шаг скорее символическим, чем практически значимым. «По сути, это повторение уже известной позиции Вашингтона, просто в более громкой формулировке. На практике это вряд ли изменит расстановку сил или мотивацию потенциальных информаторов — те, кто действительно мог бы предоставить ценные сведения, либо уже сделали это за первоначальное вознаграждение, либо не решатся независимо от суммы из-за очевидных рисков», — отметил он. По его мнению, увеличение суммы лишь сигнализирует о намерении администрации Трампа отказаться от попыток диалога с Каракасом.
Дудаков напомнил, что после инаугурации Трампа в начале 2025 года спецпосланник Ричард Гренелл посещал Венесуэлу, пытаясь договориться об освобождении американских граждан и сохранении доступа компаний вроде Chevron к венесуэльской нефти. Однако эти усилия провалились, поэтому США вернулись к жесткой линии, введя новые санкции и поддержав венесуэльскую оппозицию за рубежом.
Венесуэльский ответ
Министр иностранных дел Венесуэлы Иван Хиль Пинто назвал решение США «жалким» и обвинил Вашингтон в политической пропаганде. «Достоинство нашей родины не продается. Мы отвергаем эту грубую операцию», — написал он в своем телеграм-канале. Каракас расценивает действия США как попытку подорвать легитимность Мадуро. Президент Венесуэлы, находщийся у власти с 2013 года, отвергает обвинения в наркоторговле, называя их частью кампании по дискредитации его правительства.
Дудаков не исключил, что обвинения в адрес Мадуро могут быть связаны с внутренними политическими процессами в США. Он указал на то, что генпрокурор Бонди, возможно, использует громкие заявления в адрес внешних врагов, чтобы отвлечь внимание общественности от скандалов — например, от дела Джеффри Эпштейна.
Действия США в отношении Венесуэлы нельзя рассматривать в отрыве от общей ситуации в Латинской Америке, считает Дудаков. Он полагает, что администрация Трампа делает ставку на смену власти в соседних странах — в Колумбии и Бразилии, где в 2026 году пройдут выборы.
«Если в Колумбии и Бразилии придут к власти правые, проамериканские силы, тогда Трампу будет проще оказывать давление на Венесуэлу, которая окажется в изоляции», — отметил эксперт. В противном случае, по его словам, изолировать Каракас будет сложнее, особенно с учетом поддержки Венесуэлы со стороны России и Китая.
Признание вины бывшим главой военной разведки Венесуэлы Уго Карвахалем, экстрадированным из Испании в США в 2023 году, добавляет интриги сложившейся ситуации. Его решение сотрудничать с американскими властями породило слухи о возможной сделке, в рамках которой он мог предоставить информацию о Мадуро. Это усиливает давление на венесуэльский режим, но, как отмечает Дудаков, реальных возможностей для «раскачивания лодки» в Венесуэле у США пока немного.
Для России ситуация вокруг Мадуро имеет особое значение. Москва рассматривает Венесуэлу как стратегического партнера, поддерживая ее в противостоянии с Западом. Любые попытки США дестабилизировать ситуацию в Каракасе могут встретить ответные шаги, включая усиление военно-технического сотрудничества или экономической помощи, считает эксперт.
Дарья Баева
