
Появление Российского флота в конце XVII века было обусловлено крайней необходимостью.
Флот нужен был на Балтике, чтобы вернуть России побережье и «прорубить» окно в Европу.
Флот был необходим на Азове — чтобы обуздать аппетиты турок и прорубить еще окно — к Черному морю.
Поэтому в 1696 году по настоянию царя боярская дума постановила: военному флоту России — быть!
Для строительства флота Петр использовал опыт голландцев, но надо сказать, что к этому времени в России уже были верфи, на которых работали мастера из Европы. Первый корабль «Орел», построенный на европейский лад, был спущен на воду еще при отце Петра I — царе Алексее Михайловиче.
В 1694 году на воду был спущен на воду первый корабль Петра — «Апостол Павел». А Балтийский флот появился в 1703 году — когда на воды Финского залива был спущен линейный корабль «Полтава».
Чтобы это стало возможным, Петр I реорганизовал верфи в Олонце, Архангельске и Воронеже, расширив их и создав цепочки поставок материалов, необходимых для строительства и оснащения кораблей.
Так была открыта новая страница военной славы России. Появление военного флота позволило ей выйти к морям и доказать соседям, что с Россией и с ее флотом надо считаться.

Сражение в Чесменской бухте: бить врага не числом, а уменьем
Чесменское сражение стало одним из основных эпизодов Русско-турецкой войны 1768—1774 годов. Оно произошло между южной оконечностью Анатолийского полуострова и островом Хиос.
5 июля 1770 года русский флот из 30 кораблей под командованием адмирала Григория Спиридонова атаковал 73 корабля турецкого паши Ибрагима. Русский флагман «Святой Евстафий» попытался взять на абордаж флагман турок «Бурдж-у-Зафер». К несчастью, турецкий корабль уже горел. Его пылающая мачта рухнула на «Евстафия», и тот взорвался. Взорвался и «Бурдж-у-Зафер». Лишившись флагмана, турки ретировались с поля боя, обрубив якоря, и сами заперли себя в Чесменской бухте.
В ночь на 7 июля русский флот снова атаковал турок. Три линейных корабля подошли к флоту паши вплотную и открыли огонь по первой линии турецких судов. Под их прикрытием к флоту подошли и подготовленные русскими моряками брандеры — небольшие суда с грузом пороха и легковоспламеняющихся веществ. Два из них туркам удалось остановить, но два сцепились с крупными военными судами паши и были подорваны. В результате возникшего пожара турецкий флот к 8 утра лишился 27 кораблей, погибло 11 тысяч турок.
Русские потеряли «Святого Евстафия» и около 600 человек.
Чесменская битва позволила России блокировать пролив Дарданеллы и серьезно ослабить флот турок. Османам пришлось пойти на серьезные уступки при заключении Кючук-Кайнарджийского мира, установившего независимость Крыма от Османской империи. В честь русских моряков были воздвигнуты обелиск в Гатчине и колонна в Царском Селе.

Битва у Выборга: даже погода за нас
Морское сражение в Выборгском заливе произошло 3 июля 1790 года. На этот раз русская балтийская эскадра столкнулась с шведским флотом, которым командовал король Густав III. Шведы превосходили русских по силе почти в четыре раза. У них был 401 корабль против 123 русских кораблей. При этом русские умудрились запереть шведов в Выборгском заливе, ожидая подкрепления из Кронштадта.
Шведы, у которых заканчивались припасы, были вынуждены пойти напролом. Основные корабли пошли по узкому фарватеру между Крюссерортом и Сальворской банкой и вышли к линейным кораблям «Всеслав» и «Святой Петр». Отдельной колонной прорывались гребные суда, которые еще были в ходу.
Чтобы выжить, шведский король пересел с флагмана на шлюпку, которая сумела проскользнуть под русскими ядрами. Многие корабли шведского флота были повреждены — русские пушки расстреливали их, пока шведы проходили мимо.
Король надеялся на подготовленные брандеры, но плохо обученная команда взорвала их раньше времени, что лишь увеличило повреждения на шведских кораблях. Русским благоволила даже погода: из-за тумана шведские корабли садились на мель.
В результате шведы сумели вырваться из ловушки, но цена была велика. Они потеряли восемь парусных кораблей, семь из которых сели на мель. Это были: 64-пушечный линейный корабль «Хедвиг Элизабет Шарлотта», 56-пушечная «Финляндия», 74-пушечная «Ловиза Ульрика»; 64-пушечный «Эмгейтен», линейный корабль «Аврора». Три фрегата и четыре гребных судна пошли ко дну. 74-пушечный корабль «София Магдалена» и две галеры были взяты на абордаж. Погибло до 7 тысяч шведов. Потери среди русских моряков составили 164 человека.
Сражение у Выборга лишило шведов иллюзий о том, что они могут восстановить свое господство на Балтике.

Сражение у Керчи: Ушаков переиграл турок
Одновременно с действиями на Балтике русский флот доказал свою непобедимость на Черном море, где 8 июля 1790 года воспрепятствовал высадке турецких войск в Крыму.
У турок, которыми командовал Гиритли Хусейн, было 54 корабля и 1100 пушек. У русских, которыми командовал адмирал Федор Ушаков, — 32 корабля и 830 пушек.
Русские корабли ждали турок на якоре у мыса Такиль в Керченском проливе.
Используя наветренное положение и дальнобойность пушек, паша Хусейн атаковал русский флот, направив основной удар на корабли авангарда и собираясь отрезать их от основных сил Ушакова. Тогда на помощь авангарду подошли шесть фрегатов, общая огневая мощь которых составляла 240 орудий.
Турок подвела самонадеянность. Русские моряки хорошо знали местные ветра. Через три часа после начала боя ветер изменился, что позволило русским кораблям подойти к турецкому флоту на расстояние менее чем сто метров и начать в упор расстреливать вражеские корабли. Выдвинувшиеся вперед турки оказались между двумя огнями — с одной стороны их расстреливал авангард, с другой стороны — шесть фрегатов.
Паша Хусейн попытался уклониться от ближнего боя и вывести корабли снова на ветер. При этом туркам пришлось пройти мимо ядра русской эскадры, которая обстреляла каждый из кораблей. Особо отличилось «Рождество Христово», на котором стояло 80 пушек, и «Преображение Господне», на котором было 60 пушек. Туркам был нанесен существенный урон.
Поймав ветер, Ушаков перестроил флот и атаковал турок. Враг дрогнул и бежал, отказавшись от высадки войск. Потери турок были неизвестны, но значительны, ведь кроме моряков на их кораблях располагалась пехота. От полного разгрома Хусейна спас лишь тот факт, что его корабли бели легче и быстроходнее русских. К ночи турки скрылись.
У русских погибло 29 человек.

Битва у Святой горы Афон: в погоню за турками
Эпическое сражение у греческой горы Афон произошло 1 июля 1807 года во время очередной русско-турецкой кампании.
Накануне турки спрятались от русских в проливах, и вице-адмирал Дмитрий Сенявин несколько дней старался выманить их для сражения. Но хитрый противник вышел из проливов только тогда, когда русская эскадра из-за слабого ветра встала у берегов острова Имброс. Турки атаковали русскую военно-морскую базу на острове Тенедос, но их флот бежал, едва корабли Сенявина показались на горизонте. Догнать их удалось в проливе между Афоном и островом Лемнос. По численности турки превосходили русских в два раза — 20 кораблей против 10.
По опыту зная, что турок можно обратить в бегство, уничтожив головные корабли, Сенявин приказал сосредоточить огонь на флагманских кораблях врага. Огонь велся так мастерски, что вскоре на турецком флагмане не было ни одной целой мачты. Турки попытались увести корабль на буксире, но бросили его. Корабль был взят на абордаж.
К рассвету 2 июля турки попытались уйти к острову Тасос. Они бросили три корабля, отрезанные от них русской эскадрой. Экипажи кораблей выбросили их на отмели, подожгли и ушли.
Сенявин продолжил преследовать турецкий флот и потопил еще четыре корабля, после чего вернулся к осажденной базе на Тенедосе. Гарнизон турок сдался морякам в плен и был вывезен в Анатолию.
Турки потеряли восемь самых лучших кораблей, лишившись господства на Черном море, и подписали с Россией перемирие.

Сражение у Синопа: разгром турок
Эпическая битва на море у турецкого города Синоп произошла с 30 ноября по 1 декабря 1853 года в ходе Крымской войны. Она прославилась как последняя битва парусного флота. Впрочем, в ней принимали участие и пароходофрегаты — парусные военные корабли с паровой тягой.
Перед этим стало известно, что турки готовят в Синопе флот, чтобы высадить войска в Поти и Сухуме. Поэтому командующий русской эскадрой адмирал Павел Нахимов нанес предупреждающий удар. Уже 23 ноября корабли турок были заперты в гавани Синопа и встали дугой под прикрытием береговых батарей.
Когда из Севастополя подошло подкрепление — три линейных корабля и два фрегата, — было решено атаковать врага двумя колоннами линейных кораблей, а фрегаты оставить в наблюдении. Погода была скверной — дул сильный ветер, шел дождь. При этом Нахимов приказал щадить город, не стрелять по домам мирных жителей, а стрелять по кораблям противника и бомбить береговые батареи.
Увидев русских, турки открыли огонь из всех пушек и орудий. Под шквальным огнем русские корабли стремительно зашли в гавань, встали напротив противника и принялись уничтожать корабли и береговые батареи Синопа.
«Императрица Мария» заставила турок выбросить на отмели корабли «Аунни-Аллах» и «Фазли-Аллах», а затем уничтожила наземную батарею № 5.
«Великий князь Константин» огнем смел батарею № 4, затем уничтожил фрегат «Навек-Бахри» и заставил выброситься на берег фрегат «Несими-Зефер».
Корабль «Чесма» буквально «вынес» еще две турецкие батареи.
«Париж» уничтожил корвет «Гюли-Сефид», фрегат «Дамиад», поджег фрегат «Низамие» и помог добить батарею № 5.
«Три Святителя» заставили выброситься на берег еще два фрегата.
Корабль «Ростислав» уничтожил батарею № 6 и корвет «Фейзе-Меабуд».
К обеду к Синопу подошли три военных пароходофрегата: «Одесса», «Крым» и «Херсонес». Батареи турок были уничтожены, загоревшиеся корабли взрывались один за другим. Большую часть из них подожгли сами турки. Пожар распространился на город.
Единственным турецким кораблем, сумевшим ускользнуть, стал пароходофрегат «Таиф» — он прорвался сквозь линию русских кораблей и ушел в Стамбул, чтобы сообщить о разгроме.
Потери турок составили 14 кораблей, 4 батареи и 3 000 убитых. Русские потеряли 38 человек и 13 орудий. В честь победы у Синопа в России был учрежден День воинской славы. Его празднуют 1 декабря.
