
Вы удивитесь, но если оперировать именно фактами, то окажется, что о принятии новой веры на Руси мы не знаем гораздо больше, чем знаем. Почему так случилось?
Потому что монгольское нашествие стерло с лица земли десятки больших и малых русских городов.
В огне пожаров было уничтожено множество письменных источников.
И было убито и вырезано огромное количество людей, которые могли бы поведать о том, что было раньше.

Факт № 1: никто на самом деле не знает, когда именно крестилась Русь.
И это так. Одни историки считают, что крещение Руси князем Владимиром произошло между 987 и 989 годами. Другие относят его к 990 и даже к 991 году.
По преданию, князь Владимир крестил Русь после того как совершил поход на Корсунь, где ослеп, прозрел и уверовал. Вот только дату похода точно назвать невозможно. Одни называют 987 год, другие — 989, третьи — 990. Некоторые считают, что хроника событий была иной, и Владимир сначала крестил Русь, а уж потом, став из врагов Византии ее другом, пришел на помощь императору Василию II, дав свои войска для подавления восстания военачальника Варды Фоки в 989 году. И лишь когда Василий отказался выполнять условия договора, Владимир пошел на Корсунь.

Факт № 2: летописные свидетельства осады Владимиром Корсуни нельзя переложить на местность
Действительно, сведения из летописей противоречат друг другу в хронологии и с огромным трудом вписываются в географию. Например, в «Повести временных лет» Владимир креститься в Корсуни, а «Памяти и похвале» Иакова Мниха поход происходит на третий год после крещения князя.
Еще один непонятный момент возникает с эпизодом, когда Владимир перекапывает водопровод, ведущий в Корсунь. Сначала летописец пишет, что князь остановился в районе гавани, а потом указывает, что он перекопал водопровод, который находился «сзади, с востока». Но на востоке у Владимира было море.
Точно такая же неувязка встречается и в «Житии» князя Владимира. То есть мы не знаем последовательность событий, а некоторые моменты могут оказаться легендами. Даже слепота князя могла быть лишь откликом сюжета с крещением императора Византии Константина Великого в «Хронике Георгия Амартола». А тот в свою очередь мог восходить к «Деяниям апостолов», в которых на апостола Павла обрушивается слепота, а потом он начинает верить в Христа и исцеляется.

Факт № 3: крещение Руси могло состояться за сто лет до этого
Представьте себе, но в византийской «Хронике» Иоанна Зонары, написанной примерно тогда же, когда была написана и «Повесть временных лет», упоминается «Окружное послание» патриарха Фотия, которое было написано в 866 или в 867 году. В нем Фотий пишет, что наводивший ужас на греков свирепый народ россов принял крещение и согласился взять к себе епископа.
В «Хронике» указывается, что россы сначала осадили Царьград в отсутствие императора, уехавшего на войну с «исмаилитами», но были «изгнаны гневом Божьим», после чего сами пришли просить о крещении. Дата осаждения русами Константинополя известна из «Брюссельских хроник» — это 860 год. Получается, что задолго до Владимира Русь знала христианство.

Факт№ 4: крещение Руси началось с чудесного Евангелия
По версии Иоанна Зонары, крещение Руси началось с чуда. Присланный от византийского императора Василия I Македонянина епископ не мог склонить варваров к христианству. Чтобы доказать истинность веры, ему пришлось бросить в огонь Евангелие. Случилось чудо: книга осталась невредимой, а россы крестились. Между прочим, годы правления императора Василия I с 867 по 886 год, что совпадает с информацией из «Оружного послания» патриарха Фотия.
То же самое говорится и в Хронографе валаха Михаила Мокса: «Есть большая страна, называемая Русы к северу. Они заключили мир с греками и пообещали быть христианами. Император Василий послал отца-митрополита, чтобы тот крестил их. Но они сказали: “Пока не увидим от тебя чудес, не будем христианами!” Он воздел руки и сказал: “Христос, Господь, прославь имя Твое!” — и бросил в огонь Евангелие. Оно лежало в огне много времени и не сгорело. Русские удивились силе Христовой, и были крещены».

Факт№ 5: существует «болгарская» версия крещения Руси
Согласно данным, которые приводит российский историк и философ Сергей Перевезенцев, истинность Византии, как источника крещения Руси при Владимире подвергалась сомнению давно. Дело в том, что литературные источники Византии ничего об этом не пишут и не знают. Хотя, казалось бы, такое значимое событие как крещение целой страны варваров должно было обратить на себя внимание греческих ученых. Поэтому есть версия, что христианство пришло на Русь через Болгарию. И примерно с 972 по 1018 год православие на Руси подчинялось патриарху, который находился на Балканах в Охриде. Сейчас это территория Македонии.

Факт№ 6: в первые годы на Руси могло существовать влияние Запада
Действительно, в первые века христианства на Руси существовали некоторые черты, свойственные западному христианству. Например, с Запада к нам пришли слова «агнец», «пастырь», «алтарь» и даже «крест». Оттуда же пришел и обычай платить церкви «десятину» — греки такого не знали.
Этому противоречит тот факт, что римские священники были изгнаны из Киева то ли при княгине Ольге, то ли при ее сыне Святославе. А в сербском и хорватском языках тоже такие слова. Разворот в сторону Византии произошел после раскола церквей на православие и католичество — Русь выбрала истинную веру.

Факт№ 7: могильные кресты пришли на Русь из Ирландии
А вот влияние на русскую церковь ирландско-британской церкви неоспоримо. Именно из Ирландии на Русь были принесены колокола. Византия понятия о них не имела. Оттуда же пришел обычай выбирать, а не назначать епископов. А на русском севере и сейчас сохранились могильные кресты, которые очень похожи на ирландские.

Факт№ 8: На Руси тоже была ересь арианства
Оно заключалось в том, что Ариан решил, что Христос хоть и сын Божий, но не Бог, а Божье творение. Богу он не единосущен и не подобен.
Свидетельством этого выступает «Повесть временных лет», «Первая Новгородская летопись младшего извода» и «Написание о вере». В них приведен практически арианский Символ веры, и утверждается, что «Богъ Отець… старей сыи Сыну и Духови»; а «Духъ… Отцю и Сыну подобосущенъ и безначаленъ».

Факт № 9: на Руси крестили покойников
Конечно не всех. Такой вопиющий факт был зарегистрирован лишь однажды. «Повесть временных лет» описывает это так: «Выгрєбоша… …кнѧзѧ Ѩрополка и Ѡльга‧ с҃на С҃тославлѧ‧ и кр҃стиша кости єю‧и положиша ѩ въ ц҃ркви ст҃ыя Б҃ца».‧Было это в 1044 году и речь шла об останках братьев князя Владимира — Олега и Ярополка. Возможно, процедура были инициирована Великим князем Ярославом Владимировичем. Причины этого не ясны. Возможно, было необходимо переосмыслить роль князей в истории государства и положить их в храме. В этом случае крещение костей становилось как бы необходимостью. Есть версии, что оба могли быть крещены еще в младенчестве их бабкой — княгиней Ольгой, но при этом Олег, скорее всего, при жизни был язычником. Скорее всего, существовали какие-то препятствия положению княжеских останков в церкви, и таким образом их пытались устранить.

Факт № 10: православный обычай носить на шее крестик возник во время крещения Новгорода
Есть две версии крещения Новгорода. По одной из них новгородцы крестились достаточно спокойно. В пользу этой версии говорит тот факт, что когда идол Перуна был свергнут в Волхов, нашедший его ниже по течению гончар из Питьбы не вытащил идола на берег, а выполнил княжеский запрет и столкнул в воду, подальше от греха. То есть новгородцы уже имели представление о православии.
Но Иоакимовская летопись рассказывает о крещении Новгорода «огнем и мечом». Тут нельзя исключать и некие политические мотивы. Описывается, что князь Владимир отправил крестить Новгород воеводу Добрыню. И тот сначала поджег город с одного края, а потом насильно крестил всех, кто попался под руку. Именно с этим и связывают возникновение обычая носить крестик. Дело в том, что некоторые новгородцы, не желая принимать новую веру, говорили, что они уже крещеные. Поэтому Добрыня приказал всех крещенных снабжать крестиками и впредь носить их как свидетельство веры. Между прочим, никаких археологических подтверждений бесчинств воеводы найдено не было.

Факт № 11: Первая ересь на Руси возникла в 1157 году
В 6665 году, то есть в 1157 году Ростовский епископ Леон стал требовать от прихожан, чтобы они не ели мясо в Господские праздники, то есть в праздники, установленные в честь Иисуса Христа, если они выпадают на постные дни. Из-за чего разгорелся нешуточный спор, затронувший не только жителей Ростова и Суздаля, но и соседние княжества, а потом и всю Русь. Он закончился тем, что Леона изгнали и он уехал в Константинополь. Скорее всего Леон был греком, и ситуацию можно было охарактеризовать ёмкой пословицей «Со своим уставом в чужой монастырь не суйся».

Факт№ 12 Крещение Руси породило целый сонм новых святых — князей
Они, может быть, и не были безупречны с точки зрения морали, но многое сделали ради государства и защиты православной церкви. Интересная деталь: от их мощей и на их могилах за редким исключением не было исцелений — князья считались защитниками государства.
Но при этом случались чудеса. В «Повъсти о житии и о храбрости благовѣрнаго и великаго князя Александра (Невского)» XIII века есть такое свидетельство: на отпевании, когда инок Севастьян и митрополит Кирилл попытались разжать князю пальцы, чтобы вложить в руку разрешительную грамоту, Невский «акы живъ сущи, распростеръ руку свою и взят грамоту от рукы митрополита». Оба священнослужителя отшатнулись от гроба, а присутствовавшие пришли в ужас. При этом тело князя было привезено зимой из Орды. То есть князь умер давно, а тело его закоченело от мороза.
