12 уникальных фактов о крещении Руси о которых вы точно ничего не знаете

28 июля Русская православная церковь отмечает День крещения Руси. Какие факты мы не знаем об этом?

Майя Новик
Автор ВФокусе Mail
«Крещение Руси». Фреска работы Виктора Васнецова в киевском Владимирском соборе, 1895–1896 годы
«Крещение Руси». Фреска работы Виктора Васнецова в киевском Владимирском соборе, 1895–1896 годы

Вы удивитесь, но если оперировать именно фактами, то окажется, что о принятии новой веры на Руси мы не знаем гораздо больше, чем знаем. Почему так случилось?

  • Потому что монгольское нашествие стерло с лица земли десятки больших и малых русских городов.

  • В огне пожаров было уничтожено множество письменных источников.

  • И было убито и вырезано огромное количество людей, которые могли бы поведать о том, что было раньше.

«Крещение русов». Миниатюра из Московского списка 1345 года среднеболгарского перевода хроники Константина Манассия
«Крещение русов». Миниатюра из Московского списка 1345 года среднеболгарского перевода хроники Константина Манассия

Факт № 1: никто на самом деле не знает, когда именно крестилась Русь.

И это так. Одни историки считают, что крещение Руси князем Владимиром произошло между 987 и 989 годами. Другие относят его к 990 и даже к 991 году.

По преданию, князь Владимир крестил Русь после того как совершил поход на Корсунь, где ослеп, прозрел и уверовал. Вот только дату похода точно назвать невозможно. Одни называют 987 год, другие — 989, третьи — 990. Некоторые считают, что хроника событий была иной, и Владимир сначала крестил Русь, а уж потом, став из врагов Византии ее другом, пришел на помощь императору Василию II, дав свои войска для подавления восстания военачальника Варды Фоки в 989 году. И лишь когда Василий отказался выполнять условия договора, Владимир пошел на Корсунь.

«Крещение князя Владимира». Фреска работы Виктора Васнецова в киевском Владимирском соборе. Конец 1880-х годов
«Крещение князя Владимира». Фреска работы Виктора Васнецова в киевском Владимирском соборе. Конец 1880-х годов

Факт № 2: летописные свидетельства осады Владимиром Корсуни нельзя переложить на местность

Действительно, сведения из летописей противоречат друг другу в хронологии и с огромным трудом вписываются в географию. Например, в «Повести временных лет» Владимир креститься в Корсуни, а «Памяти и похвале» Иакова Мниха поход происходит на третий год после крещения князя.

Еще один непонятный момент возникает с эпизодом, когда Владимир перекапывает водопровод, ведущий в Корсунь. Сначала летописец пишет, что князь остановился в районе гавани, а потом указывает, что он перекопал водопровод, который находился «сзади, с востока». Но на востоке у Владимира было море.

Точно такая же неувязка встречается и в «Житии» князя Владимира. То есть мы не знаем последовательность событий, а некоторые моменты могут оказаться легендами. Даже слепота князя могла быть лишь откликом сюжета с крещением императора Византии Константина Великого в «Хронике Георгия Амартола». А тот в свою очередь мог восходить к «Деяниям апостолов», в которых на апостола Павла обрушивается слепота, а потом он начинает верить в Христа и исцеляется.

Приход апостола Андрея с учениками к месту основания Киева; благословение Андреем этого места и воздвижение креста на высоком берегу Днепра. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века
Приход апостола Андрея с учениками к месту основания Киева; благословение Андреем этого места и воздвижение креста на высоком берегу Днепра. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века

Факт № 3: крещение Руси могло состояться за сто лет до этого

Представьте себе, но в византийской «Хронике» Иоанна Зонары, написанной примерно тогда же, когда была написана и «Повесть временных лет», упоминается «Окружное послание» патриарха Фотия, которое было написано в 866 или в 867 году. В нем Фотий пишет, что наводивший ужас на греков свирепый народ россов принял крещение и согласился взять к себе епископа.

В «Хронике» указывается, что россы сначала осадили Царьград в отсутствие императора, уехавшего на войну с «исмаилитами», но были «изгнаны гневом Божьим», после чего сами пришли просить о крещении. Дата осаждения русами Константинополя известна из «Брюссельских хроник» — это 860 год. Получается, что задолго до Владимира Русь знала христианство.

Крещение и прозрение Владимира Святославича в Корсуни. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века
Крещение и прозрение Владимира Святославича в Корсуни. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века

Факт№ 4: крещение Руси началось с чудесного Евангелия

По версии Иоанна Зонары, крещение Руси началось с чуда. Присланный от византийского императора Василия I Македонянина епископ не мог склонить варваров к христианству. Чтобы доказать истинность веры, ему пришлось бросить в огонь Евангелие. Случилось чудо: книга осталась невредимой, а россы крестились. Между прочим, годы правления императора Василия I с 867 по 886 год, что совпадает с информацией из «Оружного послания» патриарха Фотия.

То же самое говорится и в Хронографе валаха Михаила Мокса: «Есть большая страна, называемая Русы к северу. Они заключили мир с греками и пообещали быть христианами. Император Василий послал отца-митрополита, чтобы тот крестил их. Но они сказали: “Пока не увидим от тебя чудес, не будем христианами!” Он воздел руки и сказал: “Христос, Господь, прославь имя Твое!” — и бросил в огонь Евангелие. Оно лежало в огне много времени и не сгорело. Русские удивились силе Христовой, и были крещены».

Клавдий Лебедев — «Крещение киевлян», конец XIX века
Клавдий Лебедев — «Крещение киевлян», конец XIX века

Факт№ 5: существует «болгарская» версия крещения Руси

Согласно данным, которые приводит российский историк и философ Сергей Перевезенцев, истинность Византии, как источника крещения Руси при Владимире подвергалась сомнению давно. Дело в том, что литературные источники Византии ничего об этом не пишут и не знают. Хотя, казалось бы, такое значимое событие как крещение целой страны варваров должно было обратить на себя внимание греческих ученых. Поэтому есть версия, что христианство пришло на Русь через Болгарию. И примерно с 972 по 1018 год православие на Руси подчинялось патриарху, который находился на Балканах в Охриде. Сейчас это территория Македонии.

Крещение киевлян митрополитом Михаилом I, Лицевой хронограф Федора III, 1682 год
Крещение киевлян митрополитом Михаилом I, Лицевой хронограф Федора III, 1682 год

Факт№ 6: в первые годы на Руси могло существовать влияние Запада

Действительно, в первые века христианства на Руси существовали некоторые черты, свойственные западному христианству. Например, с Запада к нам пришли слова «агнец», «пастырь», «алтарь» и даже «крест». Оттуда же пришел и обычай платить церкви «десятину» — греки такого не знали.

Этому противоречит тот факт, что римские священники были изгнаны из Киева то ли при княгине Ольге, то ли при ее сыне Святославе. А в сербском и хорватском языках тоже такие слова. Разворот в сторону Византии произошел после раскола церквей на православие и католичество — Русь выбрала истинную веру.

«Христианство и язычество» — Сергей Иванов, 1912 год. Христианство представлено слева — княжеской властью (дружинниками) и священником
«Христианство и язычество» — Сергей Иванов, 1912 год. Христианство представлено слева — княжеской властью (дружинниками) и священником

Факт№ 7: могильные кресты пришли на Русь из Ирландии

А вот влияние на русскую церковь ирландско-британской церкви неоспоримо. Именно из Ирландии на Русь были принесены колокола. Византия понятия о них не имела. Оттуда же пришел обычай выбирать, а не назначать епископов. А на русском севере и сейчас сохранились могильные кресты, которые очень похожи на ирландские.

Авраамий Ростовский сокрушает идол Велеса, на месте которого был воздвигнут Богоявленский монастырь, фреска XVII века
Авраамий Ростовский сокрушает идол Велеса, на месте которого был воздвигнут Богоявленский монастырь, фреска XVII века

Факт№ 8: На Руси тоже была ересь арианства

Оно заключалось в том, что Ариан решил, что Христос хоть и сын Божий, но не Бог, а Божье творение. Богу он не единосущен и не подобен.

Свидетельством этого выступает «Повесть временных лет», «Первая Новгородская летопись младшего извода» и «Написание о вере». В них приведен практически арианский Символ веры, и утверждается, что «Богъ Отець… старей сыи Сыну и Духови»; а «Духъ… Отцю и Сыну подобосущенъ и безначаленъ».

Крещение дружины Владимира в Корсуни. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века
Крещение дружины Владимира в Корсуни. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века

Факт № 9: на Руси крестили покойников

Конечно не всех. Такой вопиющий факт был зарегистрирован лишь однажды. «Повесть временных лет» описывает это так: «Выгрєбоша… …кнѧзѧ Ѩрополка и Ѡльга‧ с҃на С҃тославлѧ‧ и кр҃стиша кости єю‧и положиша ѩ въ ц҃ркви ст҃ыя Б҃ца».‧Было это в 1044 году и речь шла об останках братьев князя Владимира — Олега и Ярополка. Возможно, процедура были инициирована Великим князем Ярославом Владимировичем. Причины этого не ясны. Возможно, было необходимо переосмыслить роль князей в истории государства и положить их в храме. В этом случае крещение костей становилось как бы необходимостью. Есть версии, что оба могли быть крещены еще в младенчестве их бабкой — княгиней Ольгой, но при этом Олег, скорее всего, при жизни был язычником. Скорее всего, существовали какие-то препятствия положению княжеских останков в церкви, и таким образом их пытались устранить.

Владимир Святославич над поверженным язычеством (Великий князь Владимир Равноапостольный, Василий Верещагин, 1896 год)
Владимир Святославич над поверженным язычеством (Великий князь Владимир Равноапостольный, Василий Верещагин, 1896 год)

Факт № 10: православный обычай носить на шее крестик возник во время крещения Новгорода

Есть две версии крещения Новгорода. По одной из них новгородцы крестились достаточно спокойно. В пользу этой версии говорит тот факт, что когда идол Перуна был свергнут в Волхов, нашедший его ниже по течению гончар из Питьбы не вытащил идола на берег, а выполнил княжеский запрет и столкнул в воду, подальше от греха. То есть новгородцы уже имели представление о православии.

Но Иоакимовская летопись рассказывает о крещении Новгорода «огнем и мечом». Тут нельзя исключать и некие политические мотивы. Описывается, что князь Владимир отправил крестить Новгород воеводу Добрыню. И тот сначала поджег город с одного края, а потом насильно крестил всех, кто попался под руку. Именно с этим и связывают возникновение обычая носить крестик. Дело в том, что некоторые новгородцы, не желая принимать новую веру, говорили, что они уже крещеные. Поэтому Добрыня приказал всех крещенных снабжать крестиками и впредь носить их как свидетельство веры. Между прочим, никаких археологических подтверждений бесчинств воеводы найдено не было.

Освящение Десятинной церкви. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века
Освящение Десятинной церкви. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века

Факт № 11: Первая ересь на Руси возникла в 1157 году

В 6665 году, то есть в 1157 году Ростовский епископ Леон стал требовать от прихожан, чтобы они не ели мясо в Господские праздники, то есть в праздники, установленные в честь Иисуса Христа, если они выпадают на постные дни. Из-за чего разгорелся нешуточный спор, затронувший не только жителей Ростова и Суздаля, но и соседние княжества, а потом и всю Русь. Он закончился тем, что Леона изгнали и он уехал в Константинополь. Скорее всего Леон был греком, и ситуацию можно было охарактеризовать ёмкой пословицей «Со своим уставом в чужой монастырь не суйся».

Великий князь Владимир Святославич с сыновьями. Роспись восточной стены Грановитой палаты, 1882 год
Великий князь Владимир Святославич с сыновьями. Роспись восточной стены Грановитой палаты, 1882 год

Факт№ 12 Крещение Руси породило целый сонм новых святых — князей

Они, может быть, и не были безупречны с точки зрения морали, но многое сделали ради государства и защиты православной церкви. Интересная деталь: от их мощей и на их могилах за редким исключением не было исцелений — князья считались защитниками государства.

Но при этом случались чудеса. В «Повъсти о житии и о храбрости благовѣрнаго и великаго князя Александра (Невского)» XIII века есть такое свидетельство: на отпевании, когда инок Севастьян и митрополит Кирилл попытались разжать князю пальцы, чтобы вложить в руку разрешительную грамоту, Невский «акы живъ сущи, распростеръ руку свою и взят грамоту от рукы митрополита». Оба священнослужителя отшатнулись от гроба, а присутствовавшие пришли в ужас. При этом тело князя было привезено зимой из Орды. То есть князь умер давно, а тело его закоченело от мороза.