
Через четыре дня после его смерти одному человеку было видение: святой просил отвалить надгробный камень. Когда это сделали, от тела разлилось сильное благоухание. Мощи Феофана стали источать миро, и люди рассказывали об исцелениях, происходивших по молитве у его гроба.
В народной памяти Феофан получил имя Милостивый не только за добрые дела: считалось, что в его день часто возвращается тепло — «преподобный нас своим кафтаном укрывает», говаривали наши предки. Ночью смотрели на небо: множество ярких звезд обещало сухую осень. Охотники в этот день выходили «по порошам» за именинным зайцем и, если удача улыбалась, вечером собирались за столом и делились байками.
А еще в православном мире сегодня вспоминаются преподобный Кириак Отшельник Палестинский, обретение мощей святителя Иоанна (Максимовича), мученики Дада, Гаведдай и Каздой.
Преподобный Кириак Отшельник, Палестинский
Кириак родился в Коринфе, юношей стал чтецом и рано ушел в Святую Землю. Жил в палестинских монастырях — в лавре Евфимия, затем в Сукавской обители, а позже совсем удалился в Иудейскую пустыню. Его быт был предельно простой: пещера, вода из кувшина, скудная пища, ночные псалмы. К нему приходили не за чудесами, а за трезвым советом: помирить братию, поддержать в сомнениях, подсказать меру поста и труда. Он прожил очень долгую жизнь, до последнего дня держал молитвенное правило и принимал путников.
В его подходе нет романтики: порядок дня, молчание там, где слова только распаляют, честная работа руками. От этого людям рядом становилось спокойнее — споры стихали, а монастырские дела двигались. Такой опыт легко переносится и на обычную жизнь: меньше суеты, больше дела, нормальная дисциплина без показухи.
Обретение мощей святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского
Иоанн Максимович родился в конце XIX века, в эмиграции стал архиереем для русской диаспоры. В Шанхае устроил приют для сотен сирот, окормлял разбросанную общину, строил храм. В Европе поддерживал беженцев и бедных, в США завершил строительство собора в Сан-Франциско и буквально жил на вызовах: больницы, приюты, квартиры одиноких. Спал по несколько часов, служил ночью, приходил без протокола туда, где его ждали. После кончины был погребен в Сан-Франциско, а при перенесении в 1993 году мощи оказались нетленными, и к раке потянулись те, кому он помогал при жизни.
История Иоанна — про конкретные дела здесь и сейчас. Он не ждал удобного момента и не прятался за должностями: видел беду — шел и делал все, чтобы помочь, искал деньги и находил, сирот устраивал под кров, больных навещал. Это прямой ориентир для тех, кто живет вдали от дома: сохранять веру, язык сердца и взаимовыручку, чтобы чужое место стало своим.
Мученики Дада, Гаведдай и Каздой
Это персидские христиане времени гонений. Их привели к жертвенникам огня и царских богов и потребовали участия в обряде. Они отказались, понимая, чем это кончится. Были допросы, уговоры, угрозы и в итоге казнь. До нас дошли только имена и память о том, что их пытались сломать по-хорошему и по-плохому, но они не согласились на компромисс с совестью.
Такие истории сохраняют ясное мерило поступков. Когда удобно закрыть глаза и не слушать тихого, но упрямого голоса сердца, их имена напоминают: цена спокойной жизни бывает слишком высокой, если она куплена ложью.
Что можно сегодня
Помолиться о тех, кому сейчас тяжело в дороге, в больнице, в одиночестве. Сделать одно понятное дело милости: собрать пакет продуктов соседу, перевести посильную сумму в проверенный сбор, навестить того, кто лежит без посетителей, позвонить человеку, который давно ждет звонка. Навести порядок хотя бы в одном конкретном месте, это может быть стол, полка, список дел, чтобы стало проще дышать и работать.
Чего нельзя сегодня
Заменять дело разговорами и обещаниями. Вписываться в серые схемы, которые потом будут жечь совесть. Делать резкие шаги на раздражении. Лучше один честный и полезный поступок, чем красивая картинка без осмысленного и осознанного продолжения.
