10 детских привычек родом из СССР, которые тренировали у школьников самостоятельность

Дети в советское время росли далеко не в «тепличных» условиях, как нынешние поколения. Но даже в не очень простой действительности СССР они верили в себя, ничего не боялись и были счастливы. Ниже список привычек, который помогал детям не унывать даже в самых сложных ситуациях.

Источник: Freepik

Самостоятельные прогулки без взрослых

С 5−6 лет дети спокойно гуляли во дворе, а младшие школьники могли уходить на соседние улицы или в парк. Родители не контролировали каждый шаг маленького человека — у ребенка была возможность самостоятельно ошибаться, делать выводы и становится взрослее. Конфликты между детьми обычно решались самостоятельно, без привлечения взрослых, что повышало уровень ответственности советских ребят.

Самостоятельное лечение полученных ссадин и ушибов

Упал, ободрал локоть? В лучшем случае мама мазала зелёнкой, в худшем — говорила: «Сам носился, сам и лечись». Такая ответственность за собственное здоровье быстро приучала детей к тому, что в играх надо быть осторожнее, а если что-то случилось не надо драматизировать. Всегда можно оказать себе самому посильную медицинскую помощь.



«Сначала уроки — потом гулять»

Прогулки на улице разрешались только после выполнения домашнего задания. Если уроки по какой-то причине не были сделаны, все уличные активности сразу отменялись. Это приучало советских детей к дисциплине и самоорганизации. Сделал дело — гуляй смело, как гласит известная поговорка.


Совместные дворовые игры

Во дворе собирались разновозрастные компании, и старшие объясняли младшим правила «Казаков-разбойников», «Вышибал», «Резиночки». Дворовые игры учили сразу нескольким вещам. Во-первых, действиям в команде. Во-вторых, лидерским навыкам. В-третьих, дети учились принимать поражения как нечто нормальное — в следующий раз повезет.

Помощь старшему поколению


Бабушка могла попросить советского ребенка подержать дверь или помочь с переноской тяжелой авоськи. Отказать было стыдно, и дети, помогая старшему поколению, чувствовали уверенность в собственных силах.

«Не ной — разберись в ситуации сам»

Так в СССР родители часто говорили своим детям. Жалобы ребенка обычно получали именно такой ответ. Это учило ребят искать выход из любой ситуации, конфликта. И не просить помощи по любому поводу.


Лазанье по деревьям

Исследование заброшенных зданий, строек, деревьев прививало ребятам много полезных качеств. Мальчики учились преодолевать страх, но в тоже время и оценивать риски — выдержит ли меня та ветка? Конечно, все эти активности физически развивали детей.



Старшие дети присматривали за младшими

В семьях прошлого часто было по несколько детей. Родители в таких случаях назначали старшего ребенка ответственным за младших. Он водил их в школу, постоянно следил за ними. Это учило детей ответственности — если твой младший упадет, родители спросят с тебя. Благодаря этому старшие дети чувствовали себя важными и нужными.



Хочешь что-то получить — заработай

В СССР у детей были способы заработка денег — сбор макулатуры, сдача стеклянных бутылок и лома и прочее. Это учило детей ценить труд, достигать поставленной цели и гордиться своими успехами. Ребята четко знали — если сильно постараться, можно добиться чего угодно.



Не бойся — лучше попробуй

Родители часто подталкивали детей к чему-то новому. Разнообразные кружки, секции и другие активности предоставляли ребенку широкий выбор того, чем можно было бы заниматься. Это выталкивало маленького человека из зоны комфорта, заставляло его учиться и верить в себя. Дети росли с установкой: «Мир большой, и в нем можно пробовать все».

Привычки советских детей и их родителей воспитывали смелость, независимость и уверенность в собственных силах. Некоторые из этих принцип применимы до сих пор, несмотря на то, что время и технологии ушли далеко вперед.

Александр Ставрин