1,5 млн за замену ИИ: как москвичка засудила работодателя за увольнение

Московский суд восстановил в должности сотрудницу, уволенную после того, как ее обязанности делегировали искусственному интеллекту, и обязал работодателя выплатить пострадавшей компенсацию в размере 1,5 млн рублей. Как этот прецедент повлияет на трудовые отношения в России и что он значит для работников в эпоху цифровизации — в материале ВФокусе Mail.

Источник: Правительство Иркутской области

Ошибка работодателя

Как стало известно, девушка устроилась менеджером по закупкам в компанию по производству одежды в 2023 году. Через год часть ее работы передали на выполнение ИИ. Компания предложила ей работать по два часа в день с пропорционально пониженной оплатой, но женщина обратилась в суд, где доказала, что ее сократили с нарушением законодательства.

Эксперт по трудовому праву Валентина Митрофанова в беседе с ВФокусе Mail отметила, что случай с уволенной сотрудницей выявляет типичные нарушения со стороны работодателей при внедрении новых технологий.

«В любой компании могут возникнуть ситуации, когда определенные функции становятся ненужными. Это не всегда связано с искусственным интеллектом. Это может быть оптимизация процессов, изменение технологий или рыночной ситуации», — поясняет Митрофанова. По ее словам, компания допустила серьезные ошибки, не уведомив сотрудницу за два месяца о сокращении и не предложив ей другие вакансии, как того требует Трудовой кодекс.

Эксперт подчеркивает, что работодатель мог либо сократить позицию, соблюдая все процедуры, либо договориться о неполном рабочем дне. При этом сотрудница имела полное право отказаться от такого предложения. «Закон позволяет работодателю вводить неполный рабочий день только в случае угрозы массовых сокращений, согласно статье 74 Трудового кодекса, но эта ситуация под такие условия не подпадает», — добавила Митрофанова. Она также отметила, что судебная практика в России по делам о сокращении крайне сложна для работодателей, так как процедурные нарушения, подобные описанным выше, почти всегда приводят к проигрышу в суде.

«В России работодатели проигрывают подавляющее большинство судебных исков. Почему? Потому что мало ответственных компаний, соблюдающих все процедуры и правила», — пояснила эксперт по трудовому праву.

Технологии и занятость

Внедрение ИИ и автоматизация процессов кардинально меняют рынок труда, особенно для административных работников. По мнению Митрофановой, административные функции находятся в зоне наибольшего риска, так как они легко поддаются автоматизации.

«Введение государственных цифровых реестров и новых технологий сокращает объём рутинной работы, но это не значит, что работы становится меньше. Появляются новые задачи, связанные с контролем за ИИ или более интеллектуальной деятельностью», — считает эксперт. Она советует работникам самостоятельно развивать новые компетенции, чтобы оставаться востребованными.

«Если сотрудник не хочет оказаться в ситуации, подобной той, что произошла с истицей, нужно осваивать новые профессии и навыки, не дожидаясь инициативы работодателя», — подчеркивает Митрофанова. Для России, где цифровизация активно поддерживается государством, этот случай становится важным сигналом: компании должны чётко соблюдать законодательство, а работники — адаптироваться к новым реалиям на рынке труда.

«Чтобы так позорно не проигрывать в суде, нужно либо чётко соблюдать все нормы закона, либо действительно пытаться людей трудоустраивать, переобучать и так далее. Конечно, любое технологическое решение какую-то часть работы отхватывает у людей, но при этом это не значит, что работы становится меньше», — добавила эксперт.

Последние исследования показывают, что зачастую компании, пытающиеся сэкономить за счет ИИ, сталкиваются с дополнительными расходами на исправление его ошибок. Один из примеров — компания, нанявшая агентство Create Designs для исправления ошибок в коде, написанном ChatGPT. Клиент остался без веб-сайта на три дня из-за опечатки в одной строке кода. Исправление обошлось в $500, хотя ручная работа заняла бы всего 15 минут. Такие случаи становятся все более частыми, так как ИИ не учитывает уникальность бренда и другие параметры, а любой произведенный им контент требует последующей доработки специалистами.

Дарья Баева