Древняя Гнёздовская дорога представляет собой впервые зафиксированный археологическим образом сухопутный участок знаменитого торгового пути «из варяг в греки» и, по всей видимости, в
Открытие исследователей стало результатом многолетних работ Смоленско-Гнёздовской объединённой экспедиции Государственного Исторического музея, МГУ им. М. В. Ломоносова и музея-заповедника «Гнёздово» с использованием передовых методов воздушного лазерного сканирования LiDAR.
Гнёздовский комплекс расположен в 12 километрах от современного Смоленска на берегах Днепра. Центральное Гнёздовское городище является руинами древнерусской крепости
«В
Хотя население Гнёздова в
Визитной карточкой Гнёздовского комплекса и в наши дни остается огромный курганный могильник, сохранивший несколько тысяч насыпей. Однако в
Воздушное лазерное сканирование Гнёздовского комплекса на основе передовой технологии LiDAR (Light Detection and Ranging), реализованное в 2018—2020 годах, открыло перед учеными новые горизонты и перспективы для исследования инфраструктурной составляющей древнего Гнёздова.
«Лазерная съемка позволила не только выявить новые археологические объекты, например, неизвестные курганные насыпи, но и проследить неочевидные на первый взгляд закономерности в расположении тех, которые уже были неплохо изучены и задокументированы», — отмечает руководитель отряда музея-заповедника «Гнёздово» и научно-исследовательского проекта по LiDAR-съемке, к.и.н. Василий Новиков.
В частности, анализ данных LiDAR-сканирования Лесной группы, второй по величине курганной группы Гнёздова, расположенной в северо-восточной части комплекса и насчитывающей не менее 1000 сохранившихся насыпей, показал наличие следов зонирования могильника, а также позволил переосмыслить природу проселочной дороги, разделяющей могильник на две части.
«На протяжении многих лет считалось, что грунтовая дорога, которая проходит через Лесную курганную группу по оси ЮЗ-СВ и используется жителями современного Гнёздова, была проложена не раньше XVII века прямо через курганы, в результате чего значительная часть насыпей была уничтожена, — объясняет руководитель полевых работ, к.и.н. Иван Савченко. — Однако в ходе изучения материалов LiDAR-съемки выяснилось, что на высокоточных топографических моделях в дорожном рельефе не выявляются свидетельства ранее существовавших на этом конкретном месте объектов. Воздушное сканирование не зафиксировало в топографии дороги серьезных перепадов высот, каковые традиционно наблюдаются на месте разъезженных или даже раскопанных “на снос” курганных насыпей».
Более того, как стало очевидно благодаря лазерной съемке, характер расположения примыкающих к дороге курганов скорее указывает на то, что отнюдь не она нарушила структуру могильника, прорезав его насквозь, а напротив — погребальные сооружения формировались вдоль неё, выстраиваясь в две условно прямые линии.
По результатам анализа материалов LiDAR-съемки было решено провести инвазивные исследования (археологические раскопки) дороги и изучить её стратиграфию, чтобы проверить гипотезу о синхронном функционировании дороги и могильника.
В наиболее широких местах дороги была заложена серия разрезов с целью поиска свидетельств уничтоженных насыпей — ровиков курганов, погребальных кострищ, камер, ям. Исходя из общей плотности «застройки» могильника курганными насыпями, именно в этих разряженных пространствах, где расстояние между примыкающими к дороге курганами достигает максимального значения, уничтоженные насыпи и следы их разрушений следовало бы искать и ожидать в первую очередь.
Раскопки показали отсутствие следов разрушенных курганов: не выявлены ни ровики несохранившихся насыпей, ни остатки погребальных кострищ. Напротив, во всех траншеях зафиксировано равномерное залегание материковой поверхности шириной не менее четырех метров и больше. Такое расстояние между курганами подтверждает гипотезу, что ось современной дороги никогда не застраивалась и в древности образовывала широкую просеку, которая могла использоваться в качестве полноценного пути сообщения, пригодного, в том числе, для больших процессий.
Только прослеживаемая на LIDAR-съемке длина этого пути, который можно называть «средневековой Гнёздовской дорогой», составляет до 450 метров. Дорога имеет четкую (азимут 43−47°) северо-восточную ориентацию. Это вдвойне примечательно с учетом локализации Новосёлок, еще одного археологического поселения
Любопытно, что в историографии и ранее выдвигались гипотезы о существовании древнего сухопутного пути между Гнёздовским поселением и Новосёлками. Новосёлки, вероятно, были поселением-сателлитом Гнёздова и в
Более того, насколько можно судить, древняя дорога из Гнёздова в Новосёлки может быть прослежена даже за пределами курганного могильника. На той же пятикилометровой оси выявляются, как минимум, два участка проселочной дороги с аналогичной северо-восточной ориентацией и азимутом 44−49°: от санатория «Красный Бор» до построенной в XIX веке железнодорожной ветки (1100 метров) и от железной дороги до городища Новосёлки (800 метров). Очень вероятно, что они также являются артефактами «средневековой гнёздовской дороги», сохранившимися в современной топографии.
Примечательно, что вдоль дороги вытянуты курганы с наиболее богатыми погребениями из когда-либо обнаруженных на территории Лесной группы, которые считаются захоронениями гнёздовской знати рубежа
«Мы условно назвали эту дорогу “Аллеей Вождей”. Именно вдоль этой дороги, идущей через могильник, расположены самые ранние и одновременно наиболее богатые погребения Гнёздова, в том числе, знаменитый курган Л-13, в котором в 1949 году была обнаружена древнейшая на территории Древней Руси кириллическая надпись. Вдоль неё тянутся и другие известные ранние гнёздовские курганы — Л-38, Л-47, Л-210 и другие», — рассказывает руководитель отряда Смоленской экспедиции ГИМ в Лесной группе, к.и.н. Сергей Каинов.
Обнаружение 1000-летней дороги на территории Гнёздова знаменует собой новую главу в изучении одного из важнейших археологических комплексов на территории России. Систематическое использование и расширение применения методов высокоточного воздушного сканирования, GIS-анализа и цифрового моделирования, реализуемое в комплексе с более традиционными методами археологических исследований, открывает большие перспективы для археологии Гнёздова. Несомненно, такой подход будет способствовать накоплению широкого спектра впечатляющих данных о характере функционирования одного из ключевых раннегородских центров эпохи Древней Руси и его взаимодействия с сельской округой.
«Весьма вероятно, что перед нами — не единичный пример средневекового сухопутного маршрута в окрестностях древнего Гнёздовского поселения, который отпечатался в топографии местности и сохранился до нашего времени, — подчеркивает Иван Савченко. — Мы продолжим расширять зону исследований и рассчитываем на новые интригующие результаты».