На отчётной конференции волонтёрского движения «Хранители руин» произошло уникальное событие: представители сразу десяти замков области поднялись на сцену, чтобы принять участие в дискуссии о настоящем и будущем исторических объектов, за которые они взяли на себя ответственность.
Продуманный манёвр.
Модератором импровизированного круглого стола стал министр по культуре и туризму области Андрей Ермак.
«Я не смог ответить на вопрос: сколько замков в Калининградской области. На этот счёт существуют разные мнения: их якобы было 58, сейчас 40, кто-то говорит 23 — данные разнятся», — признался Андрей Викторович и рассказал о судьбе Программы по вовлечению объектов культурного наследия в экономический оборот.
С 2021 года предприниматели могли получить под ноль процентов кредит на 15 лет на восстановление кирх и замков. Всего финансирование выделили на 18 объектов. Но этой осенью приём заявок приостановили.
Однако это не отменяет актуальности Программы. Она важна для области, так как решает две задачи: сезонности и перераспределения туристического потока на восток. Это уникальный калининградский опыт. И на последнем Совете федерации говорили о том, как его масштабировать на территории всей страны.
«Думаем над тем, как видоизменить программу. Возможно, сделать более жёсткие критерии отбора с точки требований к бизнес-плану (претендентов), — рассказал Андрей Ермак. — Хотим вывести её на федеральный уровень с федеральным финансированием. Будем выделять условно свои 2−3 млрд руб. и, если ещё столько же упадут из федерального бюджета, мы сможем поддержать гораздо больше объектов. Возможно, такой манёвр и удастся. В любом случае, на 2026 год программу каким-то образом возобновим».
У руин есть хозяин.
«В нашем управлении находятся форты № 1 “Штайн”, № 11 “Денхофф” и руины замка Бальга, — первым взял слово архитектор, предприниматель Артур Сарниц. — Самое главное свершилось: у этих руин, которые были заброшены и потихоньку разбирались на кирпичи и гаражи, таяли на глазах, появилось ответственное лицо. Гарантируем, что при нашем участии они не рассыплются в прахе времени … У меня постоянно в голове мысль, что мы присутствуем на чём-то большом и очень важном. Этот замок смотрит на нас — новых людей, которые здесь появились. И будет стоять ещё тысячи лет… Мы провели очень сложное и дорогостоящее сканирование глубин (геофизику) и получили несколько подтверждений сделанной нами ранее модели замка. Видим, как строились фундаменты. Будет восстановлена башня, рядом хотим сделать ещё две — упрощённые варианты, которые создадут ощущение пространства. Сделаем лестницу на выходе к заливу (мы её уже спроектировали), безопасный спуск. Проведём электричество на весь посёлок — это миллионы и миллионы рублей. Потихоньку делаем дорогу, засыпаем ямы. Пока правительство нам не помогает».
В 2025 году в нашем регионе практически одновременно откроются четыре крупных исторических объекта.
Вот уже полтора года в замке Нойхаузен активно ведутся противоаварийные работы. Музейный объект планируют открыть 15 мая.
«Мы очень тщательно трудимся над крышей старейшего в замке северного флигеля, — рассказал руководитель по эксплуатации замка Игорь Маревичев. — Осталось примерно около 20−30 м, и мы полностью его завершим. Проводим благоустройство территории, делаем парковочные места. Кропотливо работаем над музейной составляющей. Делаем акцент на присутствие Российской империи в Восточной Пруссии. Это будут экспозиции об истории замка и области, а также театрализованное шоу. В центральной башне уже полностью сделали остекление, поставили красивые витражи. Все металлические перемычки — немецкие. То, что было два года назад и сейчас — небо и земля. И это не новодел! Всё подлинное. Специалисты провели пескоструйную обработку стен, тщательно их очистили. Так исторически сложилось, что наш замок — младший брат замка “Кёнигсберг”. На мой взгляд, он повторяет его и в архитектурном плане. Это был замок выстроенный из разных композиций. У нас то же самое. Если сравнить северный и южный флигель, они кардинально отличаются друг от друга. Мы уже сообщали общественности, что обнаружили две фрески, на которых изображены святые — мужчина и женщина. Их законсервировали. Весной из Санкт — Петербурга приедет реставратор, будет с ними работать. Занялись элементами сграффито (техника украшения фасадных, в которой поверхность процарапывается на разную глубину, в результате чего создаётся рельеф — Авт.) на северном флигеле во внутреннем дворе. До нас дошёл кусочек штукатурки, где просматриваются половина тела юстианы, кусок меча либо копья, весы и клюв птицы. Сейчас он находится в северной столице. Специалисты восстановят по старым снимкам утраченные элементы, после чего вернут его на законное место».
«Мы создаём экосистему: это будет сочетание музея, отеля, ресторана, парковой зоны. И легенд замка, связанных с Мюнхгаузеном в Нойхаузене, зоосадом и аптекарским огородом. Каждый найдёт для себя что-то интересное», — добавила представитель замка Ольга Тесленко.
В мае полностью заработает замок Тапиау в Гвардейске.
"Мы на сто процентов завершили восстановление фасада со всех сторон. По самому замку (корпусу) работы тоже окончены. По внутренним отделочным работам готовность 95% — остался только один зал, — рассказал директор по развитию замка Андрей Карпенко. — Из планов: завершить строительство галерей, замыкающих пространство внутреннего дворика замка, а также работы в подвалах южного несохранившегося флигеля.
По словам Андрея Карпенко, большой интерес у посетителей вызывает тюремное наследие. Многие так и говорят: «Не надо нам средневековья, покажите, где люди сидели». Штрафной изолятор обустроят в конце года. А всего в замке будет четыре разных пространства. Разрастётся Музей оружия. Будет инверсивный музей, посвящённый российскому периоду в Восточной Пруссии".
В мае откроется и Прейсиш — Эйлау в Багратионовске.
«У нас замечательная команда — семья, — рассказала представитель замка Оксана Перова. — Мы наблюдаем активный интерес к Багратионовску, и это греет душу. 2024 стал годом активностей на площадке. Мы завершили работы с фасадами форбурга — закончили кровлю, установили 196 окон. Кстати, последний раз форбург мог похвастать наличием окон лишь четверть века назад. В 2024 году утверждены архитектурно-планировочная концепция и концепция ландшафтного дизайна. Ещё одним успехом считаем реализацию проекта “Сказочная деревня” — построены тематические некапитальные средства размещения — 21 номер. Также мы активно работаем над собственной уникальной сувенирной продукцией — за год номенклатура выросла в 10 раз. Помимо непосредственно работ в замке, активно взаимодействуем с общественными и образовательными организациями по развитию городских пространств Багратионовска. В ноябре состоялся второй хакатон студентов РАНХиГС, на котором ребята представили свое видение благоустройства территорий».
В середине августе 2025 года состоится техническое открытие замка Рагнит в Немане.
«Сейчас мы приглашаем гостей, и они приезжают на стройку — надевают каски, мы проводим инструктаж, а тут они уже придут на полноценный туристический объект. Будут работать музей, таверна и хранилище сидра в подвалах, запланированы дегустации пива, — рассказал арендатор замка Иван Артюх. — При этом работы по отделке продолжатся ещё два — три года. В Польше замки восстанавливают десятилетиями. Это история на века».
В новом сезоне на территории замка проведут несколько фестивалей — сидра, замка. В здании откроют залы для выставок и конференций, музейное пространство, кафе и торговые точки.
Андрей Ермак поинтересовался, будет ли благоустроена пешеходная тропа от замка к хутору «Старый пасечник» (8 км).
«Всю тропу делать не будем. Взяли Башню Бисмарка. До 2026 года восстановим её в первозданном виде», — сообщил Иван Артюх.
Кино и мастерские.
Хозяйка «Вальдау» (20 000 гостей) в пос. Низовье Надежда Сорокина рассказала о «плюсах» её владений: это один из самых хорошо сохранившихся замков области. Не случайно он полюбился режиссёрам и стал популярной киноплощадкой для съёмок фильмов. Вальдау расположен близко от города, сюда хорошо ходит общественный транспорт. В следующем году Надежда планирует открыть на территории замка ландшафтный парк, летний кинотеатр, выставку «Тёмная сторона замка». Сделать лестницу на чердак и 24 деревянных окна.
Замок «Инстербург» в Черняховске первый замок в регионе, который стал принимать гостей 27 лет назад. За туристический сезон 2024 года его посетило 15 000 гостей.
«Мы развиваем социокультурное пространство в эстетике руин древнего замка. Объединяем вокруг себя творческих людей. Шестой раз победили в конкурсе Фонда президентских грантов. Благодаря этому в замке кроме всего прочего работает мастерская по реставрации окон и дверей “Стаместка Мастер”, которая делает двери для всего региона. Среди профессионального сообщества широкую известность получил фестиваль по керамике, стеклу и скульптуре “ИнстерФорма”, реализуемый керамической мастерской “Сква-керамика”. Идёт подготовка к открытию на территории города музея-заповедника “Русский Инстербург”, частью которого станет замок», — рассказала волонтёр замка, менеджер социокультурных проектов Арина Смирнова.
В планах на следующий год — запуск швейной мастерской; создание подворья мастеров и ремесленников города, обновление экспозиции по истории города в замке.
Активист замка Лабиау Анна Антропова рассказала, что здание — находится в плачевном состоянии.
«Лабиау — история любви и смерти. В его стенах буквально работало ритуальное агентство… Чтобы что-то сделать, нужны деньги. Чтобы получить деньги, должны прийти люди. А люди видят серые стены, законопаченные окна и спрашивают: “А где же тут замок?” И это при том, что он сохранился едва ли не лучше всех в области, — пояснила она. — Начинать нужно с маркетинга и эстетики. То, что болит: нам срочно нужна хотя бы точечная консервация здания».
«Других замков у нас для вас нет, как говорил классик», — пошутил Андрей Ермак.
Преображается и замок Шаакен в посёлке Некрасово. Здесь начали долгожданную реконструкцию замковой стены.
«Будем расширять пространство и выходить за территорию замка. — Появится новый классный музей, которого не будет ни у кого. Что именно: карты раскрывать не буду — покажем в мае. Построим торговые павильоны и кафе, оборудуем пешеходный маршрут», — рассказала представитель арендатора Екатерина Молодцова.
Андрей Ермак посоветовал владельцам замков не гнаться за количеством туристов, а работать над разнообразием предложений и обязательно регистрировать права на наименования и изображения.
«Конкуренция между замками, разумеется, будет, но это тот самый случай, когда она во благо абсолютно всем: и самим замкам, как мотивация к постоянному развитию и нам посетителям, как возможность выбора», — подытожил он.
А вот режиссёр, драматург Алла Татарикова-Карпенко уверена, что для каждого замка необходима уникальная, своеобразная концепция. Иначе все замки в области будут про одно и то же: история, рыцари, музей доспехов, кафе, концерты. Подход к замковому делу должен быть иным. Каждый объект подсказывает свое смысловое содержание, важно это прочувствовать и реализовать.
Кстати
После окончания дискуссии зрители спросили Андрей Ермака, планируется ли восстанавливать Королевский замок, ведь именно с этого места начинается большинство экскурсий в Калининграде. Министр ответил, что восстановление Королевского замка не планируется ни в каком виде и предложил начинать экскурсии с «Памятника 1200 гвардейцам», что в год 80-летия Победы и в год 80-летия Калининградской области будет символично.