Дача Великого князя Бориса Владимировича.
Одно из самых необычных по архитектуре здание Петербурга, и, что удивительно, малоизвестное. Оно находится в Пушкине и сразу бросается в глаза нехарактерным для Петербурга стилем, под фахверк. Здание, типичное для британского коттеджного строительства, возвели в конце XIX века архитекторы Скотт, Шернборн, А. И. фон Гоген, и его вспоминают, когда говорят о становлении петербургского модерна. В центре здания — двухъярусный холл, какие характерны для английской жилой архитектуры. Рядом стоит конюшенный корпус, выстроенный в сходной стилистике.
Парк «Александрия».
Неоготика, родившаяся как стиль из романтического увлечения Средневековьем в XVIII веке в Англии, принесла образцы этой архитектуры в Петербург. Самой готики город не застал, тем ценнее примеры неоготики: их можно увидеть, например, в парке Александрия, главная постройка которого — Дворец «Коттедж». На первом этапе строительства им занимался шотландский архитектор Адам Менелас: Николай I заказал ему «сельский домик» в духе английских загородных вилл для своей супруги Александры Федоровны, не любившей помпезных интерьеров. Императрица обожала розы, поэтому дворец ими окружен. В Британию переносят и интерьеры: орнамент в виде стрельчатых арок, розеток, трилистников и крестоцветов в лепном декоре и элементах мебели. А еще рядом с «Коттеджем» тем же Менеласом была построена ферма с коровником, комнатами для пастухов, кухнями и кладовыми — даже коров и пастуха выписали из Англии. Здание в дальнейшем перестраивали, добавив к готике рококо, — так получился Фермерский дворец.
Дача княгини Салтыковой.
Выходя из метро «Черная речка», трудно не заметить терракотовое здание, выдающееся не только из архитектурного ландшафта окружающего района, но и в принципе из всего увиденного в Петербурге. Гораздо легче не заметить ограду с воротами, которые тоже относятся к ансамблю этой дачи — псевдотюдоровские (стиль Тюдоров в Англии — английский Ренессанс
Чесменский путевой дворец.
Дворец, построенный по приказу Екатерины II в честь победы над турками в битве при Чесме, своей архитектурой «ложной готики» отсылает зрителя к замкам феодальной Европы. Считается, что в качестве прототипа архитектор Юрий Фельтен использовал средневековый английский замок Лонгфорд в Уитшире — у него сходный план. Стрельчатые окна и зубчатый декор башен дополняют «британский» образ здания.
Англиканская церковь на Английской набережной.
Снаружи не особо впечатляющее, здание хранит настоящие сокровища внутри — и совсем скоро они станут доступны для осмотра, когда Музыкальный театр им. Ф. Шаляпина откроет после реставрации свой концертный зал. Сама церковь, построенная в 1815—1816 годах Джакомо Кваренги на месте прежней, ставшей слишком тесной для английской общины Петербурга, относится к стилю классицизма. Но зато там можно увидеть настоящие английские готические витражи, выполненные фирмой Heaton, Butler & Bayne в техниках «витражи Тиффани» и «живопись на стекле» — таких в Петербурге больше нет. А еще здесь стоит изготовленный в 1877 году фирмой «Бриндли энд Фостер» (Brindley & Foster) в городе Шеффилде церковный орган, выполненный в романтическом духе, в футляре из темного дуба.
Российская бумагопрядильная мануфактура.
Первые петербургские фабрики были аналогами английских, даже чугунные каркасы зданий привозили на пароходах с Туманного Альбиона. Проект одного из первых крупных бумаготкацких предприятий в стране, которое расположено на Обводном канале, был изначально и вовсе заказан в Англии устроителю первых британских фабрик Уильяму Ферберну. Однако не дождались, и проект был доработан архитекторами Анисимовым и шотландским военным инженером Александром Вильсоном, одним из владельцев фабрики. Но Ферберн вносил коррективы по ходу строительства — в частности, касательно формы чугунных колонн, отлитых на заводе шотландского инженера Чарльза Берда, трудившегося в Петербурге с 1792 года. Здание неоднократно перестраивалось и надстраивалось.
Здания в Екатерининском парке.
В парках Царского Села также есть объекты, виртуально переносящие в Британию. Среди них — Мраморный (Палладиев) мост, моделью для которого послужили мосты в английских парках Стоу и Уилтон, на основе проекта А. Палладио. Павильон Шапель выстроен архитектором шотландского происхождения Адамом Менеласом. Ну и за себя говорит название Камероновой галереи — правда, Чарльз Камерон выстроил ее в духе строгого классицизма, но тот был и для Англии характерен тоже. Тем более что висячим садом (да-да, висячих садов в Петербурге два) занимался британский садовый мастер Иоганн (Джон) Буш.
Английский сад в Гатчине.
Этот же садовник, Иоганн Буш, работал над английским садом — пейзажным парком с Белым и Серебряным озерами — в Гатчине.
Готический дом.
В усадьбе «Новознаменка» в 1830-х был построен псевдоготический дом из семи комнат на первом этаже и восьми на втором. Судьба у строения, украшенного стрельчатыми окнами, «рифмующимися» с ними перилами лестниц и зубцами словно с башен крепостей, была сложной: в нем размещалась и больница для душевнобольных, и исправительно-трудовая колония. Горевшее в Великую Отечественную войну, здание было восстановлено, с сильными изменениями. А в 2023-м здание было открыто после еще одного капремонта, теперь там проходят культурные мероприятия.
Объекты в Орловском парке.
Еще одно место, где можно почувствовать себя в Англии, — Орловский парк в Стрельне: прямо у шоссе стоит восстановленный Дом привратника (творение уже известного нам архитектора Петра Садовникова), а если погулять по парку в английском пейзажном стиле, можно найти башню-руину, недавно отреставрированный Готический колодец, развалины оранжерей и конюшен усадьбы А. Ф. Орлова.
Императорская ферма в Царском Селе.
Англия — это скачки, а значит, и лошади. Чисто британские по виду конюшни выстроил шотландский архитектор Адам Менелас. Двухэтажный кирпичный павильон с круглой лестничной башней-бельведером, двумя трехгранными эркерами и одноэтажной пристройкой относятся к английской готике. Недавно там также была завершена реставрация.
Павильоны Александровского парка.
Собственно, Адам Менелас же занимался павильонами в Александровском парке Царского Села. Словно из Англии к нам приехали Белая башня и Слоновьи ворота, построенные в 1820-х годах. А главный павильон парка (Арсенал) по приказу Николая I был перестроен в духе неоготических сооружений в английском королевском парке в Виндзоре: император был впечатлен убранством и коллекциями в замке Вальтера Скотта Абботсфорд — «жилище средневекового рыцаря». Собственно, оттуда же пошла традиция поднимать над Арсеналом императорский штандарт, когда хозяин был в Царском Селе.
Мемориальный музей Константина Романова в Мраморном дворце.
Чисто английскими в Петербурге могут быть не здания целиком, а отдельные интерьеры. Например, комнаты Великого князя Константина Романова, посетить которые можно только с экскурсией по предварительной записи. В кабинете и музыкальной гостиной, сохранивших свой первоначальный облик, представлены личные вещи поэта, многолетнего президента Академии наук и последнего владельца Мраморного дворца.
Библиотека Николая II в Зимнем дворце.
Совершенно невероятными британскими интерьерами может похвастаться и Эрмитаж. Интерьер Готической библиотеки создан по проекту Александра Красовского, с использованием мотивов английской готики — стрельчатых арок, крестоцветов и трилистников. Кессонированный потолок из орехового дерева и обходная галерея на уровне антресольного этажа делают облик этого помещения с массивным камином и рабочими столами незабываемым.
Готическая столовая Особняка Кельха.
Невероятная по красоте Готическая столовая на втором этаже дворового флигеля — с камином и резными панелями из ореха, фигурами львов и орлов на паркете, а также витражными окнами — правдоподобное путешествие в средневековую Англию. Само здание было построено в 1896—1897 годах по проекту архитекторов В. И. Шене и В. И. Чагина, а в 1903-м готический павильон добавил К. К. Шмидт.
В следующих текстах «Глобус Петербурга» мы расскажем, где в нашем городе найти и другие страны.