Популярные темыНовостиФинансыКурсыСпортПогода

Диспетчер спал. 40 лет назад в Омске произошла авиакатастрофа на земле

11 октября,источник: АиФ Омск

Приземление было мягким, но через одну секунду после него на скорости 265 км/ч в свете фар экипаж заметил машину на ВПП и начал поворачивать, но было поздно.

Источник: пресс-служба ГУ МЧС по Омской области

11 октября — печальная дата для Омска. В этот день 40 лет назад в аэропорту Омск-Центральный самолёт Ту-154, выполнявший рейс по маршруту Краснодар — Омск — Новосибирск, при посадке столкнулся с тремя аэродромными машинами. В этой огненной катастрофе погибли 178 человек. Четыре члена экипажа и один пассажир выжили.

Подробности трагедии в материале «АиФ в Омске».

Посадка была мягкой, но…

В ночь с 10 на 11 октября 1984 года рейс № 3352 с девятью членами экипажа и 170 пассажирами, включая 24 ребёнка, на борту вылетел из Краснодара в Омск. Конечным пунктом в маршруте значился Новосибирск.

При входе на посадку в аэропорту города Омска экипаж доложил диспетчеру о готовности к посадке, но ответа не получил. После повторного запроса посадка ему была разрешена.

Когда на высоте 100 метров самолёт вышел из облаков, то командир корабля дал команду о включении фар. Шёл дождь, который создавал световой экран, ухудшающий видимость. Экипаж выключил фары.

Когда штурман доложил о видимости огней на взлётно-посадочной полосе (ВПП), командир дал команду садиться. Немногим позже экипаж снова включил фары, и командир корабля спросил, что там на полосе. П получил ответ штурмана: «Да отсвечивает что-то».

Приземление было мягким, но через секунду после него на скорости 265 км/ч в свете фар экипаж заметил машину на ВПП и начал поворачивать, но было поздно. С левой стороны произошел удар, затем второй, более сильный удар, и передняя часть фюзеляжа ТУ-154 перевернулась. Остальную разорвало на части.

Оказалось, что столкновение с последующим взрывом произошло с двумя ветровыми машинами КраЗ и одним Уралом, которые расчищали и сушили ВПП. Каждая машина имела ёмкость с керосином по 7,2 тонны, и у всех трёх в тот момент работали реактивные двигатели (с их помощью сушат ВПП). По заявлению экипажа и показаниям очевидцев, светосигнальных огней на машинах не было.

Самолёт и три автомобиля сгорели полностью. Погибли 169 пассажиров, 5 бортпроводников, 3 шофера и мастер аэродромной службы. При этом поначалу 16 пассажиров были госпитализированы с тяжелейшими ожогами, но 15 из них спасти не удалось. Второй пилот получил травмы, а командир корабля, штурман и бортинженер не пострадали.

Диспетчер спал.

За несколько минут до трагедии мастер аэродромной службы позвонил диспетчеру, чтобы доложить о состоянии полосы, однако его не оказалось на месте. Тогда мастер в нарушение требований руководящих документов Гражданской Авиации, не предупредив руководителя полетов, запросил разрешения выехать на ВПП для работы и получил его после повторного запроса. Ни одна из машин не была оборудована радиостанцией и все три машины вместо проблесковых маяков имели мигающие огни, но и те были выключены.

Мастер аэродромной службы, сидевший в одной из машин, не мог слышать переговоры экипажа с наземными службами, а диспетчер в нарушение технологии работы, не включил световое табло «ВПП занята» и вовсе уснул на рабочем месте.

Ветеран противопожарной службы Геннадий Александров участвовал в ликвидации пожара при столкновении самолёта и машин (в 1984 году он был заместителем начальника управления противопожарной службы и руководил спасательной операцией в аэропорту) так вспоминал о дне трагедии в интервью с коллегами: «Когда мы прибыли к месту аварии, горение продолжалось. Было страшно, ведь четыре куска самолета — это четыре очага пожара. И кругом обгоревшие… Не то, что ликвидировать такую авиакатастрофу, увидеть её, я никому не пожелал бы никогда. И сам до сих пор пытаюсь забыть события того страшного дня. Это случаи, которые происходят очень редко, и они остаются в памяти на всю жизнь. Иногда просыпаюсь в холодном поту от приснившихся воспоминаний».

Пожарные прибыли к месту ЧП всего за 50 секунд, но события развивались настолько стремительно, что эвакуация пассажиров была невозможна.

После расследования Омский областной суд приговорил виновных в катастрофе к разным срокам заключения. Ими признали руководителя, диспетчера старта, диспетчера и начальника аэродромной.

Примечательно, что выживший экипаж продолжил работать.

Омичи никогда не забудут.

В одной из соцсетей омичи вспоминают о той страшной трагедии так:

Александр Белозеров: «Огненное зарево от пожара в Омском аэропорту было видно во всех районах города. Многие жители Омска в то утро подумали, что солнце встало не с той стороны. Подробности трагедии были засекречены десятки лет».

Алексей Котов: "Мама рассказывала об этом случае… вроде молодых медиков или студентов МВД, или солдатиков — заставили убирать (тела — прим. Ред.).

Евгения Самотошенкова: «Про медиков точно. Когда учились в медицинской академии, нам рассказывали этот случай. Ужасная трагедия!».

Светлана Кобзева: "Мой муж был курсантом 5 курса в танковом училище. Их туда отправляли собирать тела погибших. Перед этим официально разрешали выпить по сто грамм водки…

Муж говорил, что там целого-то ничего не было. Все оплавилось.

Парни больше 5−10 минут не выдерживали, их постоянно меняли".

Ирина Коханчик: «Мой свёкр работал в аэропорту в то время… Крик нечеловеческий стоял. Подойти к самолету было невозможно из-за разлива топлива. Всё в огне, асфальт расплавился. Людям оставалось только стоять и смотреть».

Светлана Селезерцева: «В той катастрофе погиб отец моей одноклассницы. Хоронили пустой гроб. На подушечке в изголовье стояла маленькая вазочка с пеплом. Всё, что осталось от дяди Саши…».