Праздник в честь иконы отмечают три раза в году: каждая дата посвящена определенным историческим событиям, в которых образ Божией Матери сыграл, как считает православная церковь, важную роль.
В православном календаре сразу три даты посвящены этому образу Богородицы. Три дня памяти Владимирской иконы связаны с тремя важными историческими событиями, во многом определившими ход российской истории в эпоху татаро-монгольского нашествия и после него.
Согласно хронологии, именно праздник 8 сентября отсылает к первому чуду Владимирской иконы Божией матери.
В 1395 году вплотную к Москве подступил хан Тамерлан, известный свой жестокостью по отношению к врагам. Его войско во много раз превосходило по численности русские отряды, более того, татары были намного опытнее и изощреннее в бою. Так что москвичам оставалось надеяться на чудо и уповать на помощь свыше.
Для поддержания морального духа митрополит Киприан велел привезти в Москву Владимирскую икону Богородицы. Сретение (встреча) образа произошло на Кучковом поле — сегодня это район Лубянской площади.
После усердных молитв народа перед иконой произошло чудо — Тамерлан со своими отрядами отступил.
В 1397 году в память об этом событии на Кучковом поле был основан Сретенский мужской монастырь, а в православном календаре появился праздник — Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Второе чудо Владимирской иконы связано с событием, которое в учебники истории вошло под названием «Стояние на Угре».
В 1480 году хан Ахмат со своими войсками подошел к реке Угре. Целый день отряды Золотой орды и Московского княжества стояли друг напротив друга, не переходя в наступление. По преданию, в это время жители Москвы усиленно молились Богородице о спасении — перед Владимирской иконой отслужили молебен. Христиане верят, что после этого хану Ахмату стали являться знамения, напугавшие его, из-за чего битва завершилась, не начавшись.
При этом с исторической точки зрения, победа русских войск во многом связана с дипломатическими талантами московского князя Ивана III.
Углубляясь в подробности описанных событий, нельзя сказать, что победа на Угре была легкой и бескровной. При этом мудрость русского князя не умаляет чуда Владимирской иконы, верят православные: в 1480-м сложилось все — погода, сильные союзники, многочисленные ошибки Ахмата, разорявшего все на своем пути, тем самым оставляя солдат без пропитания. Кто-то назовет такое стечение обстоятельств везением, но для верующего человека это не что иное, как помощь свыше.
После разгрома Золотой Орды Москва отправилась в поход на Казанское ханство и взяла его столицу. С тех пор отношения между государствами развивались мирно: Казань стала крупным перевалочным пунктом между Русью и восточными странами, а русские войска защищали казанцев от набегов со стороны Сибири.
Однако после смерти Ивана III Казань подняла восстание. Вскоре казанские войска объединились с Крымскими татарами под руководством хана Мехмеда Герая, и в 1521 году его отряды пошли в поход на Москву.
На подходе к столице полчища татар жгли и разоряли русские города и деревни, жестоко убивая местных жителей. Пока Великий князь Василий III собирал войска, митрополит московский Варлаам вместе с народом усердно молился о спасении города.
Согласно преданию, в это же время одной слепой инокине явилось видение: через главные ворота Кремля Москву покидали святители, держа в руках Владимирский образ Богородицы — к тому времени главную икону Москвы. По пути святителей встретили преподобный Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский. Святые со слезами на глазах умоляли не оставлять столицу. Тогда они все вместе вознесли Богу молитву о прощении грехов всех жителей города, а после вернулись в Кремль вместе с иконой.
Предание гласит, что примерно то же знамение было явлено Василию Блаженному, который предсказал, что Москва будет спасена заступничеством Богородицы и молитвами святых.
С тех пор 3 июня церковь вспоминает третье чудо Владимирской иконы.
Исходя из названия Владимирскую икону доставили в Москву из Владимира перед битвой с Тамерланом. Но откуда этот образ пришел на русскую землю и кем он был написан?
Легенда гласит, что свою историю Владимирская икона Божией Матери ведет от самого начала христианства. Считается, что ее написал евангелист Лука — основой стала доска от стола, за которым ели сам Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник. Богородица, увидев икону, сказала:
Фраза эта означает: «Теперь все роды прославят меня как Мать, давшую воплощение Богу на Земле. Благодать моя и Сына моего будет с этим образом».
До середины V века образ хранился в Иерусалиме, а затем его перенесли в Константинополь, откуда в 1131 году икону доставили русскому князю Юрию Долгорукому в качестве подарка от патриарха Константинопольского Луки Хризоверха.
Сначала ее поставили в храме Вышгородского монастыря, неподалеку от Киева. Уже там образ прославился в народе многочисленными чудесами.
С тех пор образ стали называть Владимирским. Интересно, что предания о военных победах, совершенных благодаря иконе, появились задолго до сражения с Тамерланом. Например, в 1164 году Владимирская икона помогла великому князю Владимирскому Андрею Боголюбскому победить отряды волжских булгар. Кроме того, образ чудом пережил пожар 1185 года и нашествие Батыя на Владимир в 1237-м. Дальнейшая история иконы уже неразрывно связана с Москвой.
Главным чудом Владимирской иконы можно назвать тот факт, что она уцелела после революции. В 1918 году образ отправили на реставрацию, а через восемь лет икона оказалась в коллекции Государственного исторического музея, откуда затем попала в Третьяковскую галерею.
Сегодня золотые оклады Владимирской иконы выставляются в Оружейной палате кремля, а сам образ находится в храме-музее Святителя Николая Чудотворца в Толмачах (храм Святителя Николая — это домовая церковь при Третьяковской галерее).
Там предусмотрены специальные датчики, которые отслеживают благоприятный для сохранности иконы микроклимат. От повреждений святыня надежно защищена прочным стеклом.
Копии Владимирской иконы в настоящее время есть практически во всех церквях России. Узнать образ можно по ряду отличительных признаков.
В 2013 году было установлено, что под нынешним изображением на оборотной стороне иконы был образ какого-то святого. Предполагается, что на обороте Владимирской иконы был изображен Николай Чудотворец.
Православные христиане почитают Владимирскую икону как чудотворную. Для верующих это символ надежды и спасения, так что молиться перед ней можно в самых разных ситуациях — кто-то просит о помощи в быту, кто-то прибегает к молитве в моменты утраты и горя.
Особенно почитают Владимирскую икону женщины. Считается, что этот образ помогает решить проблемы бесплодия и оберегает во время родов. Также матери молятся перед иконой о здоровье новорожденного или просят Богородицу об утешении тревог за уже взрослого ребенка.
В целом считается, что Владимирская икона Божией Матери дает надежду на счастливый исход любого дела и помогает не пасть духом перед трудностями. Образу посвящены несколько молитв, в том числе следующие духовные тексты.
Конечно, главная традиция в День Владимирской иконы — посетить богослужение в храме. В этот день верующие могут помолиться и поставить свечи за здравие близких и за упокой умерших родственников. Если пойти в храм возможности нет, можно выделить время для домашней молитвы.
Строгого поста в праздник нет, однако Церковь не поощряет чревоугодие. Так что, в День Владимирской иконы лучше отказаться от обилия жирной пищи и алкоголя.
Главная цель для верующего — провести праздник в любви и благодарности к Богородице, постараться уделить внимание своим близким и помочь тем, кто нуждается в поддержке.
Как и в любой другой православный праздник, в День Владимирской иконы стоит отказаться от бытовых хлопот: уборку, работу на огороде, решение материальных вопросов и любые другие важные дела лучше отложить.
Также в этот день нельзя сквернословить, ругаться с родными и вообще обижать кого бы то ни было. Наоборот, в праздничный день стоит попросить прощения у тех, с кем раньше не складывались отношения и постараться пустить общение в мирное русло.